Сделано в Израиле (Made in Israel, 2001)

Сделано в Израиле (Made in Israel, 2001)

Сценарист и режиссер: Ари Фольман В ролях: Менаше Ной, Евгения Додина, Игорь Миркурбанов, Юрген Хольтц, Сасон Габай, Дрор Керен  

Автор: 20.02.2015

Сценарист и режиссер: Ари Фольман

В ролях: Менаше Ной, Евгения Додина, Игорь Миркурбанов, Юрген Хольтц, Сасон Габай, Дрор Керен

 

Нацист: Я хочу кое о чем спросить.

Охранник: О чем?

Нацист: По дороге сюда я видел множество природных водоемов. Все ли они впадают в Галилейское море, где Иисус ходил по воде?

Охранник: Иисус не ходил по воде.

Нацист: Ходил.

Охранник: Не ходил.

Нацист: Если Иисус не ходил по воде, тогда Моисей не пересекал море.

Охранник: Пересекал!

Нацист: Нет.

Охранник: Да!

Нацист: Откуда ты знаешь?

Охранник: Я читал об этом в школе! Вообще заткнись и ешь свой гамбургер.

 

Не все знают, что великий аниматор Ари Фольман (продюсер и сценарист мультипликационного фильма «Вальс с Баширом«), навсегда изменивший наше представление о мультфильмах, начинал как режиссер обычного игрового кино. “Сделано в Израиле” – его вторая полнометражная картина, снятая во вполне традиционной манере.

“Сделано в Израиле” – фильм во многом неровный, не везде выдержанный ритмически, с оттенком “дебютного”, “студенческого”. И, в то же время, удивительно свежий, точный и искрометно-смешной, какими часто бывают первые работы.

Итак, недалекое будущее. Израильские спецслужбы выкрадывают “Последнего Нациста”, чтобы предать его законному суду.  Один израильтянин, потомок переживших Холокост, недоволен мягкостью приговоров и хочет судить его самостоятельно. Для этого он нанимает двух гангстеров-недотеп, а чтобы подстраховаться – еще и двух русских киллеров (чьи лица российский зритель, возможно, узнает). Однако и охранники, и гангстеры, и киллеры теряются в тумане зимних Голан, и выясняется, что самый важный человек в этом деле – нищий похоронный трубач, знающий местность как свои пять пальцев. Трубач рад быть гидом для того, кто больше заплатит, но ставит обязательное условие: не пропустить ни одних похорон, поскольку он дорожит своей репутацией. В итоге дуболомная охрана, истеричные начинающие гангстеры, двое русских убийц и еврейский музыкант попеременно захватывают престарелого нациста, ведя уморительные диспуты духе братьев Коэн:

Гангстер-араб: Выброси мусор на улицу.

Гангстер-еврей: На улицу??

Гангстер-араб: Ну да. Мы все равно возвращаем землю арабам.


10996595_806341582748279_8305605257543481186_n

Среди актерских работ хочется отметить роль Миркурбанова, блистающего в цвете своей мужеской красоты, и Юргена Хольтца, удивительно фактурного и сдержанного немецкого актера, воплотившего образ загадочного пленника.

Фольман затрагивает целый ряд израильских проблем, философских и чисто житейских аспектов, что заставит улыбнуться любого, кто хоть раз был в Израиле. Однако основной вопрос ленты, на мой взгляд, универсален, и крайне значим для последующего творчества Фольмана — вопрос гуманизма. Гуманно ли казнить 82-летнего бывшего нациста, давно раскаявшегося в своих деяниях… которых, возможно, и не было? Что такое «нацист» для современного человека, в частности израильтянина, реальность или отвлеченное ругательство? Не становятся ли каратели преступников сами преступниками? [ВНИМАНИЕ:СПОЙЛЕР!] Финал выглядит двусмысленно. Почему немец совершает самоубийство? Потому ли, что это – конечная точка его раскаяния, или потому, что он устал доказывать свою невиновность?

Особенный шарм этого фильма, как и многих других израильских картин, заключается в парадоксальном сочетании сжатости «большого сюжета» в мини-локации. Пожалуй, ниболее ярко данный эффект проявляется в «Примечании» Джозефа Седара, этой гамлетовской трагедии на микроскопической кафедре иудаики, но и в «Сделано в Израиле» он играет свою роль. Поэтому фильм стоит смотреть не только поклонникам Фольмана, но и всем любителям тонкого израильского кино.