10 фильмов, которые познакомят вас с израильским кино – часть 2

10 фильмов, которые познакомят вас с израильским кино – часть 2

Авторская подборка Синеманьяка

Автор: 09.03.2021

Перед вами не ТОП-10 израильских фильмов по оценкам критиков или степени узнаваемости. Я не старался отобрать самые легендарные или культовые, хотя и они тоже здесь есть. Это просто подборка очень хороших, на мой взгляд фильмов, по которым можно примерно понять, какой он, израильский кинематограф.

С первой пятеркой фильмов из этой подборки можно познакомиться тут.

Итак, продолжим.

 

ИДИ И ЖИВИ (2005г. Франция, Италия, Бельгия, Израиль)

Этот фильм из тех, которые не хочется критиковать, даже когда замечаешь какие-то «неровности». Потому что ну не поворачивается язык, почему-то.

В 1984 году государство Израиль провело операцию «Моиссей» по спасению эфиопских евреев и вывозу их в Израиль. Чтобы попасть к точкам эвакуации, тысячи людей прошли путь длиною в 750-1000 километров пешком. По пути около 4 тысяч человек умерли от голода, болезней и нападений бандитов. Ежегодно 21 мая эфиопская община чтит память этих людей.

События фильма происходят в конце 1984 года. События начинают разворачиваться в тот момент, когда эфиопская женщина-НЕеврейка передаёт своего единственного выжившего сына уезжающей в Израиль еврейке, у которой накануне умер ребенок. Совершая эту подмену, она говорит сыну: «Иди и живи».

Вскоре после репатриации «мама» мальчика умирает от болезни. В Израиле его усыновляет семья выходцев из Франции, и постепенно он становится полноценным гражданином Израиля с гордым именем Шломо, несмотря на то, что мать воспитала его христианином. Он ощущает себя израильтянином, носителем французской культуры, но не забывает о своих корнях. Впрочем, трудности абсорбции не миновали и его. Он страдает от расизма, ему постоянно напоминают о тёмном цвете кожи. Фильм рассказывает историю его взросления.

И, по большому счету, это всё, что стоит знать до просмотра. 2,5 часа для меня пролетели незаметно. Качественная драма, с хорошими глубокими диалогами. Красной нитью в фильме проходит ряд важнейших исторических событий Израиля. И даже очень заметный политический «левый» манифест мне нисколько не помешал, если честно. Я не то, чтобы радикально прав или лев, но уклон фильма заметен невооруженным глазом. Да и шут с ним. Я получил от картины огромное удовольствие, потому вам и рекомендую.

ДИНАСТИЯ ШВАРЦ// (2005г.) (Израиль)

Еще один фильм, который вполне можно отнести к культовым фильмам израильского кино. Из местных его не видел только ленивый, наверное. Сложный фильм о консервативности и непреклонности иудаизма. О том, как всё это осложняет жизнь, сохраняя при этом аутентичность народа и культуры. О сложных взаимоотношениях светской и религиозной частей общества. О многообразии культурных пластов. О том, как все мы составляем один народ. О том, какими разными бывают евреи, и о том, насколько похожими бывают их эмоции и переживания.

Красавица Анна пыталась выполнить последнюю волю своего отца — похоронить его на Святой земле. Она даже не представляла, с какими трудностями ей придется столкнуться в Израиле: у Анны русская мать, значит — она не еврейка, прах отца не является доказательством, что и покойный был евреем… Нужен свидетель, но дядя Анны не может помочь — он владелец некошерного мясного магазина, как ему идти в религиозный совет?

Да и Анна берется за любую, не самую уважаемую работу — играет в карты на деньги, работает натурщицей…

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ// (Израиль, 2009г.)

Многие комедии о толстяках грешат тем, что переходят в довольно обидную плоскость, где зрителю предлагается откровенно насмехаться над комичностью избытка веса героев. А этому фильму удалось сделать зрителю смешно и не обидно.

К тому же, фильм относится к тем РЕДКИМ израильским картинам, которые ну вот СОВСЕМ не затрагивают сложную политическую обстановку и «добрососедские» отношения с арабами.

«Размер имеет значение» – это фильм о каминг ауте. О том, как учатся принимать себя четверо мужчин и одна женщина. Они ходят на собрания желающих похудеть, но потом решают махнуть на это рукой, и основывают первую в Израиле команду по борьбе сумо. На протяжении фильма попутно разворачиваются их личные истории.

Фильм очень добрый, не нагружающий, смотрится легко. Мне понравилось идущее через весь фильм сочетание израильской ментальности с японской культурой. В одной из главных ролей снялся Того Игава – японский актер, живущий в Великобритании, и знакомый нам по голливудским картинам «Мемуары гейши«, «Последний Самурай«, «47 ронинов» и даже «Звездные Войны«. Было очень забавно наблюдать, как безупречно он справился со своей ролью на иврите.

Смотреть любым составом, можно семьей, можно одному, можно с детьми. Фильм был обласкан наградами и номинациями на локальных фестивалях в Израиле, Франции, Чехии, Польше, США.

АДЖАМИ// (Израиль, Германия, 2009г.)

Район Аджами города Яффа — это плавильный котел множества культур, а также конфликтующих взглядов евреев, мусульман и христиан. Чувствительный 13-летний Насри и его старший брат Омар живут в страхе, потому что вся их семья в опасности, ведь их дядя по неосторожности ранил члена местной преступной группировки.

Наивный молодой палестинский беженец Малек работает в Израиле нелегально, чтобы собрать деньги на операцию смертельно больной матери. Богатый палестинец Биндж мечтает о светлом будущем со своей еврейской подружкой. Еврейский полицейский Дандо становится одержим местью, когда его брата находят мертвым на Западном Берегу

Половина съемочной группы были непрофессиональными актерами. Более того, это реальные выходцы из района Аджами, который появился изначально как христианская деревня, потом стал пристанищем палестинских арабов, затем подвергся активной джентрификации.

Фильм достаточно тяжело заходит, поскольку сильно пропитан безнадёгой. Но, в целом, это фильм о том, как мы все же одинаковы, несмотря на любые религиозные или этнические различия. У всех нас похожие проблемы, похожие мечты, похожие секреты.

Фильм выдвигался на «Оскар» в 2010-ом в номинации «Лучший иностранный фильм», но не получил его. Что, впрочем, не помешало ему получить номинацию «Золотая Камера» в Каннах и восторженную реакцию подавляющего большинства критиков.

Кстати, это тот случай, когда в оригинале смотреть не особо имеет смысл даже для израильтян, поскольку половину фильма герои говорят на арабском. Лучше смотрите версию с переводом.

УШПИЗИН// (Израиль, 2004г.)

Бедная семья готовится к празднику Суккот. Мойше Беланга и его жена Малка недавно пришли к вере и мечтают о чуде. Считается, что в эти дни героев посещают семь гостей — ушпизин (это слово по-арамейски означает «гости»), души праотцов. Однако, вместо «высоких гостей» к ним является парочка сбежавших заключенных. Хасидский квартал вздрагивает от ритмов техно и хип-хопа, но религиозная семья вынуждена смириться с гостями, которых послал им Господь, и принять их по-королевски.

Фильм снят в 2004г. режиссером Гиди Даром по сценарию Шули Ранда. Именно Шули Ранд и сыграл главную роль в фильме.

Для человека совсем непосвященного фильм может оказаться неплохой экскурсией в мир ортодоксального иудаизма. Он показывает будничные хлопоты религиозного квартала. Но наиболее ценна в нём теплота. Я не знаю, как объяснить это лучше, но фильм – теплый и добрый. Он разворачивается весьма неторопливо, но при этом смотрится вполне интересно и легко.

Вот вам еще забавный факт: исполнитель главной роли действительно является брацлавским хасидом, поэтому в силу религиозных убеждений не смог бы комфортно взаимодействовать на съемочной площадке с незнакомой женщиной. Потому роль его жены сыграла… его жена, для чего впервые появилась на экране. Вот это любовь, братцы! К слову, критики очень лестно отозвались о её актерских способностях. При том, что супруги, следуя опять же религиозным канонам, за весь фильм ни разу не коснулись друг друга. Ибо на людях – ни-ни.

Вот так странно переплетено всё в этом фильме: реальность и игра, сказка и быль.

Как у абсолютно светского человека, у меня возникло несколько вопросов в сторону показанного на экране образа жизни. Но даже они были смыты простым обаянием картины. Люди – разные. Этой стране нужно больше межконфессионального диалога. И этот фильм к нему приглашает.

Надеюсь, в вашу жизнь, как и в жизнь героев фильма «Ушпизин», тоже заглянет чудо. Скоро Песах.

*фото обложки: кадр из фильма «Иди и живи

** «Синеманьяк» – единственный русскоязычный канал, который совмещает авторские рецензии на фестивальное, авторское, масс-прокатное и израильское кино. Подпишитесь, и вопрос, «чего бы такого сегодня вечерком посмотреть», перестанет быть проблемой.