Как «упростить» процесс принятия иудаизма

Как «упростить» процесс принятия иудаизма

Интервью с Максимом и Эвелиной Фоменко

Автор: 18.11.2015

Эвелина и Максим – очаровательная семья репатриантов из стран СНГ. Сегодня они живут в Кфар Сабе и воспитывают двоих белокурых израильтян Идана и Адама.

В Израиле ребята столкнулись с проблемой, о которой не понаслышке знают многие русскоязычные семьи – бабушка Эвелины по материнской линии не еврейка, поэтому им пришлось регистрировать свой брак за границей. Часто на этом история и заканчивается, но для Макса и Эвелины было важно создать еврейскую семью и воспитывать своих детей евреями, поэтому Эвелина решила пройти гиюр (процесс принятия иудаизма) в раввинате (собрание раввинов), как это принято по израильским законам. К сожалению, как часто бывает в подобных случаях, души прекрасные порывы разбились о стену бюрократии. Семьи, подобные Максу и Эвелине, обратившись в государственную систему гиюра, нередко сталкиваются с ее оторванностью от современных реалий. Во-первых, выяснилось, что десятимесячный курс подготовки подразумевает полное участие обоих супругов, поскольку Максиму тоже нужно будет доказывать бейт дину (раввинскому суду) «кошерность» своего еврейства. Во-вторых, оказалось, что существенных различий в подходе к герам (тем, кто принимает иудаизм), все родственники которых галахические евреи (евреи по материнской линии), не существует: не только для Эвелины, которая приехала в Израиль недавно, но даже для тех, кто прожили здесь много лет, а в стране исхода не раз «получали по семитской физиономии». Попросту говоря, еврей ты «наполовину», «на три четверти» или вообще не еврей — по-хорошему, неважно. Помимо этого, детям, которые с точки зрения иудаизма еще не обязаны учиться и исполнять заповеди, тоже нельзя «помочь», поскольку в рамках государственной системы гиюр несовершеннолетних детей возможен только в случае гиюра матери, что, мягко говоря, не совсем соответствует традиционному еврейскому подходу к гиюру. Получается замкнутый круг.

Однако эти ребята на сем не остановились. Они продолжили искать решение и нашли его, обратившись в Независимую систему бейт динов «Гиюр ке-Алаха», созданную раввинами религиозного сионизма после того, как нынешнее правительство отказалось от реализации решения, принятого прошлым. Целью решения было сделать процесс прохождения гиюра в Израиле более чутким и доступным.

На сегодняшний день их мальчики уже прошли  гиюр в рамках этой системы.

О том, как все происходило — для всех кровно или просто из любопытства интересующихся — мы узнали из первых уст.

Эвелина: Я вообще никогда ничего не знала о своем еврействе. Не ходила в еврейскую школу, понятия не имела о всяких еврейских организациях. Но 5 лет назад мой дедушка стал ходить в синагогу и рассказал мне, кто я. После этого я поехала сначала на «Таглит» (бесплатная 10-дневная поездка в Израиль для студентов с еврейскими корнями), потом на 10 месяцев на «Масу» (образовательная программа для евреев, имеющих право на репатриацию), просто, чтобы попутешествовать и  посмотреть страну. А насмотревшись, поняла, что это, оказывается, моя Родина, о которой я ничего не знала. Этого времени мне хватило, чтобы принять решение о переезде. Тогда же я познакомилась со своим мужем. В Беларусь я тогда вернулась только, чтобы подготовить документы на выезд, а уже в аэропорту Тель-Авива, Бен-Гурионе, взяла фамилию мужа. И теперь у нас есть двое малышей: Идан, ему год и десять месяцев, и Адам, ему сейчас 4 месяца. Поскольку оба они мальчики, у нас не было даже сомнений делать ли им брит (обрезание). Старшему делали в синагоге, к младшему моэль (человек, делающий обрезание) приходил домой.


1

— Почему вам было это так важно?

Эвелина: Мы сразу знали, как собираемся их воспитывать, и какие ценности прививать. Мы не хотим, чтобы наши дети, как в свое время мы, не знали ничего. Я всегда верила в Бога. Мне очень важно, чтобы мои дети знали, что есть Всевышний, к которому можно обратиться в тяжелый момент. И когда все нормально тоже. Мне очень важно, чтобы в их жизни была религия. То, что я могу сделать для них – это рассказать им все, что знаю, и дать им выбор.

Максим: У меня с религией другие отношения, но я за то, чтобы мои дети воспитывались в еврейских традициях. Сам я пока не готов стать религиозным, но им я расскажу все, что знаю об этом. Знаешь, есть светские, религиозные и традиционные. Наша семья как раз подходит к третьим. Я хочу, чтобы у моих детей был Бог, чтобы они праздновали еврейские праздники, чтобы это было частью их жизни. Мы всегда проводим кабалат шабат (церемония встречи Субботы), и я знаю, что их мама будет показывать им достойный пример, а я буду прикладывать максимум усилий. Я не вижу в ближайшем будущем, что бы там «русские партии» Израиля не говорили, чтобы у нас тут появились светские браки, чтобы русских стали на еврейском кладбище хоронить. Мы живем в еврейском государстве. И мои дети в нем будут расти евреями. Я раньше всегда говорил, мол, как же так, когда уже можно будет жениться в обычном ЗАГСе. А моя жена говорит, что тогда невозможно станет бороться с ассимиляцией. Это то, что делает нас еврейским государством, если это отменить – мама родная, что начнется! Раньше я был за светское государство. А теперь я понимаю, что так как есть – так и правильно.

— И тогда Вы обратились в Раввинат, чтобы Эвелина прошла гиюр?

Эвелина: Да. Я еврейка не по Алахе (еврейскому религиозному закону), поэтому мы не могли поставить хупу (традиционная церемония еврейского бракосочетания), и наши дети тоже родились неевреями. Я пошла в Раввинат не потому, что мне нужна от них бумажка, мне плевать, считают они меня еврейкой или нет. Я пришла потому, что меня притягивает иудаизм. Я хочу знать, хочу учиться, хочу уметь отвечать на вопросы моих детей. Но ведь я больше не одна, я замужем. Оказалось, что с точки зрения Раввината мой муж тоже должен проходить гиюр вместе со мной. А он не был на это согласен. Он говорил: почему я должен проходить гиюр, если я еврей? Я могла бы его уговорить, конечно, но мне не кажется, что это правильно, тащить его туда силком. Я очень-очень хотела прийти сама, приходила на разные курсы. Но без мужа меня нигде и записывать не хотели. И тогда наша религиозная подруга, с которой я всегда советовалась по вопросам кашрута, молитвам и т.д. рассказала Максу про «Гиюр ке-Алаха». Она знала, что мы сделали детям брит, и что я мечтаю, чтобы наши дети были евреями. И вот, недавно, Идан и Адам-таки прошли гиюр.

— А почему ты не стала проходить гиюр вместе с детьми?

Эвелина: Я очень хочу пройти гиюр тоже. Я учусь, готовлюсь. Если откроются курсы, на которые я смогу пойти – я готова прямо сейчас. Но даже если нет – со временем я буду готова. Я хочу сперва восполнить те знания, которых у меня нет.

Максим: У моей жены 75 процентов еврейской крови. Сделали бы какой-то упрощенный вариант! Я согласен, еврейство передается по маме, но отнеситесь к ситуации с пониманием. Она готова доказать, что она еврейка, но почему я, галахический еврей, для этого должен экзамены сдавать? Почему ее должны по инстанциями год таскать? Я, конечно, в шутку ей говорю, «гоюшка моя» (от ивр. «гой» — нееврей), но какая же она гоюшка? Они должны это понять!

— А вас не смутило, что на данный момент государство гиюр ваших детей не признает?

Максим: Во-первых, есть свет в конце тоннеля. Может быть, когда-нибудь эти гиюры признают. Я даже уверен, что их признают. Нужно только, чтобы пришло много людей. Как в свое время было с армейскими гиюрами. Армия просто завалила раввинат массой либеральных гиюров и неважно, какие были войны на эту тему, но их признали, они просто задавили количеством. Если в «Гиюр ке-Алаха» придут массы, и они будут говорить во всеуслышание, что они евреи, то у государства не будет выбора. Если государство не выйдет на встречу к нам, мы к нему выйдем сами. 

Эвелина: Наши дети прошли ортодоксальный гиюр, и они евреи. А признание страной – это политический вопрос. Правительства будут собираться и разваливаться, отношение к гиюру будет меняться то в одну, то в другую сторону. То будут говорить, что они евреи, то будут говорить, что они не евреи. Но они евреи, и эту реальность ничего не изменит. Мне не важно, что будут о них говорить. Главное, с чем они будут себя отождествлять. А я попытаюсь им объяснить, что Всевышний, он выше всего этого.

IMG_0211

Ситуация эта, к сожалению, совсем не уникальна. Тема принятия иудаизма – очень чувствительная и для многих даже болезненная. В особенности, когда речь идет о людях, уверенных в своей еврейской самоидентификации. Мешает отсутствие гибкости государственной системы, а иногда и обычная чиновничья бестактность — куда без этого. Поэтому создатели системы «Гиюр ке-Алаха» верят, что рано или поздно необходимые изменения в государственном подходе к гиюру произойдут, а до тех пор готовы услышать каждого, чтобы вместе попробовать найти выход из ситуации. 

С вопросами и предложениями можно обращаться на их страничку в Фейсбуке или оставлять свои контакты здесь.