10 фильмов, которые познакомят вас с израильским кино – часть 1

10 фильмов, которые познакомят вас с израильским кино – часть 1

Авторская подборка Синеманьяка

Автор: 05.03.2021

Перед вами не ТОП-10 израильских фильмов по оценкам критиков или степени узнаваемости. Я не старался отобрать самые легендарные или культовые, хотя и они тоже здесь есть. Это просто подборка очень хороших, на мой взгляд фильмов, по которым можно примерно понять, какой он, израильский кинематограф.

Итак, поехали. Начнем с первых пяти, и скоро продолжим.

PAPER DOLLS (Израиль, 2006г.)

В очередной раз понял, что очень зря так редко обращаюсь к документальному кино. Это один из самых пронзительных и сильных документальных фильмов, которых я видел, хотя смотрю я их не так уж часто.

«Бумажные куклы» – документальный фильм 2006 года израильского режиссера Томера Хейманна, в котором рассказывается о жизни трансгендерных рабочих-мигрантов из Филиппин, которые работают в качестве медицинских работников для престарелых ортодоксальных евреев, и в свободное время выступают в качестве трансвеститов.

Сегодня, спустя 15 лет, тема кажется уже немного избитой. Но, даже если сегодня фильм производит такое впечатление, представляю, как он влупил по сознанию в 2006-м.

Фильм касается сразу нескольких вопросов. Тут вам и конфликт культур и ментальностей, тут вам и толерантность к ЛГБТ, тут вам и социальная интеграция мигрантов, тут вам и непримиримость ультраортодоксальных догм. Получилось, на мой взгляд, очень сильно.

Забыть, что действие разворачивается в Израиле, не получится. В одном из эпизодов прямо рядом с местом, где один из главных героев даёт интервью, происходит теракт с самоподрывом смертника. Оператор фильма невольно оказывается среди первых прямо на месте происшествия. Очень хочется обсудить с вами и другие моменты, показанные в фильме, тогда эта рецензия превратится в прямой спойлер.

Очень понравилось, что судьбы главных героев, будто нарочно, сложились очень по-разному. Это зависело также и от семей, в которых они работали. После просмотра мне удалось найти информацию о том, как дальше сложились жизни некоторых из них – если вам тоже станет интересно, просто откройте Вики-статью о фильме на английском.

Кстати, благодаря этому фильму я узнал, почему в Израиле столько филлипинских работников. Отчасти потому я и люблю израильское кино – через него прекрасно познается и история, и культура страны.

По мотивам этого фильма был поставлен мюзикл в Лондоне. Сам фильм снимался около 5 лет, было собрано 320 часов материала, которые пришлось ужать в 1 час и 20 минут фильма.

Фильм прокатился по кинофестивалям всего мира, собрал несколько наград в Берлине, Лос-Анджелесе, Маниле и т.д.

Не уверен, что сможете найти его на русском. Но точно есть на английском и на иврите с английскими субтитрами.

САЛАХ ШАБАТИ (Израиль, 1964г.)

Полное единодушие в оценках русскоязычного и западного зрителя обычно говорит о том, что фильм касается каких-то вполне глобальных человеческих ценностей, и понятен зрителю, независимо от менталитета и страны происхождения. Возможно, поэтому я считаю «Салах Шабати» – главным репатриантским фильмом, первым в списке рекомендуемых к просмотру после (а, может, и до) переезда в Израиль.

Это добрая и очень смешная история о том, насколько дикой и непонятной может быть для приезжего новая страна с её ментальностью, порядками и обычаями. Причем, несмотря на то, что фильм был снят в 60-ых, его юмор более чем понятен и сегодня.

60-е годы для Израиля — время великих переселений: сотни людей в этот период приезжают в страну. Энтузиасты мечтают о новом общественном устройстве, основанном на равенстве и взаимопомощи. В это время развивается система кибуцев. Кибуц — это специфический сельский населенный пункт, где все работают на общину. Никакой зарплаты члены кибуца не получают, но необходимое выдается из общего фонда. Поскольку работает принцип «или каждому, или никому», кибуц не может дать все и с избытком. Например, автомобиль остается вне распределяемых кибуцем благ.

И вот в такое время приезжает из Марокко с женой и детьми человек по имени Салах Шабати. Простодушный и немного ленивый, герой не очень-то хочет жить в бараке и делать скучную работу. Поэтому Салах Шабати целыми днями играет в нарды с соседом и пытается придумать, как бы получить хорошее жилье и побольше денег. И тут начинаются выборы в местные органы самоуправления, где важен каждый голос. И каждая партия что-нибудь обещает. А, уж если проголосовать за всех… Может, это не выйдет. Но, уж если кто-то потерял белого пуделя и предлагает вознаграждение, можно притащить какую-нибудь собаку… Не обязательно же белую? И не совсем пуделя…

Увы, не получается у Салаха заработать таким образом. Но у него есть дочь на выданье. По марокканской традиции желающий жениться должен заплатить выкуп. И жених есть, но кибуц не даст денег на такие глупости. Тут так не принято. Как быть? Все, конечно, будет хорошо. И не только у Салаха Шабати, но и вообще.

Название фильма «Салах Шабати» — игра слов: йеменское еврейское имя также напоминает фразу на иврите סליחה שבאתי, «слиха шебати» («простите, что я приехал»).

Кстати, исполнитель роли Салаха, Хаим Тополь – двукратный лауреат «Золотого Глобуса«, а также первый и единственный израильский актер, номинированный на «Оскар«.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ И ПРИМИТЕ НАШИ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ (Израиль, 2012г.)

Это одна из моих первых рецензий на короткометражный фильм. И сразу же абсолютный, АБСОЛЮТНЫЙ восторг! Всего 25 минут хронометража, а сколько эмоций!

В Израиле, по-моему, не нужно быть сценаристом, поскольку этот многострадальный народ неутомимо фонтанирует шикарнейшими сценариями из жизни. Тут как раз так. Ситуация, хоть и гипотетическая, но максимально приближенная к жизни.

1991 год — год распада Советского Союза. Еврейская семья – папа, мама, 11-летний мальчик и старенькая тетя мамы – репатриируются в Израиль из Советского Союза. За минуту до того, как они приземляются в Израиле, старенькая тетя умирает. Получается, что она так и не ступила на землю предков. Но без этого маленького бюрократического момента, что она не приземлилась, получается, что она не может получить израильского гражданства по закону «О возвращении». А без гражданства начинаются бюрократические проблемы.

И всё! Все 25 минут вы гарантированно будете то хохотать над абсурдностью ситуации, то сопереживать, поскольку что-то из увиденного вызвало собственные воспоминания, но, так или иначе, будете полностью погружены в происходящее.

История снята от первого лица, якобы на допотопную VHS-камеру мальчика. И это еще больше добавляет истории шарма. Если есть понятие «комедийная драма», то оно максимально воплотилось здесь.

Фильм собрал целый ворох номинаций и наград на фестивалях короткого метра по всему миру. Режиссер – русский эмигрант Леонид Прудовский.

ВАЛЬС С БАШИРОМ (Израиль, Франция, Германия, США, Финляндия, Швейцария, Бельгия, Австралия, 2009г.)

Мне кажется, что очень важно уметь говорить о том, чего стыдишься. Это умеет не каждый. И «Вальс с Баширом» расскажет вам о постыдной, на мой взгляд, странице истории Израиля.

В 1982 году, во время первой Ливанской войны, боевики ливанской партии Катаиб, бывшие союзниками Израиля, провели в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила в предместье Бейрута военную операцию по поиску и уничтожению палестинских боевиков. Операция закончилась массовой резнёй, которая, по многим свидетельствам, произошла при бездействии и попустительстве израильской армии. Погибло, по разным оценкам, от 700 до 3500 человек.

По сюжету фильма главный герой жалуется в баре другу, что полностью потерял память о событиях войны и начинает посещать одного за другим старых боевых товарищей, чтобы по кусочкам восстановить картину прошлого.

По сути же режиссер интервьюирует реальных участников событий, многие из которых не захотели бы рассказывать свои истории на видео. Поэтому были оставлены их голоса, а фильм был… нарисован. Да-да, это мультфильм. Не просто мультфильм, а первый в истории кино документальный мультфильм, номинированный на «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Картина получила также 45 наград и более 60 номинаций на всевозможных фестивалях.

Получилось, как по мне, очень сильно. Прям очень. Красиво прорисовано, можно нырнуть в атмосферу очень глубоко. Не буду много рассказывать – это действительно надо смотреть.

ВЛЮБЛЕННЫЙ АЛЕКС (Израиль, 1986г.)

Вот, добрался до очень известной классики израильского кино. Этот фильм знает не только практически каждый израильтянин, но и большинство тех репатриантов, что приехали в страну в начале 90-х. Уверенно могу назвать его культовым, как и ряд других фильмов Боаза Дэвидсона, вроде тех же «Эскимо Лимон» или «Полтора Чарли».

Сюжет картины разворачивается в Тель-Авиве начала 50-х годов. Герой фильма Алекс – 13-летний мальчик, который живет в типичной для того времени семье, с мамой и папой. Из-за материальных трудностей они вынуждены сдавать часть своей квартиры ипохондричному постояльцу, постоянно воюющему со своей лысиной с помощью различных мазей. Алекс влюбляется в свою одноклассницу Мими, пока на сцене не появляется его двоюродная сестра Лола…

Фильм очень простой и добрый, его комфортно смотреть в оригинале с субтитрами. Язык фильма очень прост, и будет понятен даже тем, кто всего пару-тройку лет в стране.

Мне показался местами неуместным саундтрек фильма, который полностью состоит из популярных зарубежных песен. Но, как знать, возможно, в Израиле 50-х все действительно слушали только зарубежную музыку за неимением качественного материала от отечественного производителя. Не забываем, что страна родилась лишь в 1948-м.

В общем, если еще не видели – спешите смотреть. У каждой страны есть свои культовые фильмы. Для Израиля одним из таких является этот.

Продолжение следует.

 

*фото обложки: кадр из фильма «Бумажные куклы»

** «Синеманьяк» – единственный русскоязычный канал, который совмещает авторские рецензии на фестивальное, авторское, масс-прокатное и израильское кино. Подпишитесь, и вопрос, «чего бы такого сегодня вечерком посмотреть», перестанет быть проблемой.