Кто и как изобрел еврейский народ?

Кто и как изобрел еврейский народ?

Рецензия на провокационную книгу Шломо Занда в канун Йом Кипура

Автор: 11.10.2016

Судный день – это сутки очищения и некой перезагрузки. Как правило, соблюдающим людям остаётся только спать и читать. А погрузиться в раздумья о еврейском народе и его традициях поможет провокационная книга Шломо Занда «Кто и как изобрел еврейский народ».

***
Во время службы в армии, на фоне гормона патриотизма, который начинает усиленно вырабатываться в крови во время призыва, меня посещали мысли выйти на курс офицеров. Именно в этот момент моя мама настоятельно порекомендовала прочесть «Кто и как изобрёл еврейский народ». Пришлось объяснять, что сейчас не самое подходящее время для чтива с альтернативной точкой зрения.

Спустя несколько лет я стала студенткой тель-авивского Университета. Совершенно случайным образом я записалась на курс «История и кинематограф XX века». Курс был привлекателен по названию и отлично вписывался в моё расписание. Неожиданно эти лекции стали моими любимыми. Преподаватель отличался острым умом, харизмой и ощущением внутренней свободы и глубокой искренней любовью к нашей прекрасной стране. В отличие от остальных патриотов , как правило не принимающих критику , профессор сам был готов подвергнуть сомнению происходящее вокруг и не претендовать на 100%-ную корректность израильской политики . Моё сердце было окончательно сражено, когда профессор выразил своё отношение к религии: «Нет никакой разницы между политическим строем и религией – везде существуют свои ритуалы, атрибуты и чувство веры. Политический строй, однако, ничего не обещает нам после смерти, именно поэтому религия может существовать бесконечно». Вроде бы, для многих очевидная вещь, но для меня она прозвучала как Истина. И только тогда я удосужилась проверить, как же зовут моего чудесного преподавателя.

Оказалось, что мне посчастливилось быть студенткой профессора истории Шломо Занда, автора той самой книги, которую я отказалась читать в армии. К этому времени уровень патриотизма в крови стабилизировался, и пришло время изучить менее популярные точки зрения.

Сам автор в одном из интервью говорит о своё труде так:

«— За долгие годы, начиная с XIX века и до наших дней, большинство историков, особенно в среде сионистов, исследуют историю евреев как историю отдельного, избранного Богом народа. Я утверждаю, что еврейского народа никогда не было и нет, и моя книга объясняет, почему я так думаю. Разумеется, огромное количество людей не могут примириться с таким утверждением.

На самом деле в моей книге нет ничего нового. Я опирался на многочисленные труды и документы еврейских и нееврейских историков XIX–XX веков и осветил лишь некоторые важные моменты исторического процесса. Существование общин, исповедовавших иудаизм среди всех рас и на всех континентах, натолкнуло меня на мысль, что большая часть общепринятых истин об истории еврейского народа является вымыслом основоположников сионизма, которые придумали целый ряд догм, граничащих с расистскими тезисами.

Когда мы произносим слово «народ», мы имеем в виду многочисленную группу людей, объединенных общей культурой, единым языком общения, территорией компактного проживания, традициями в еде, одежде, музыке. Евреи верят в то, что представляют собой древнейший народ на Земле, не имея даже собственной светской или народной культуры. Вуди Аллен — прекрасный человек и выдающийся кинорежиссер, но он не говорит на иврите. Является ли он евреем в таком случае? Что позволяет нам считать, что пять веков назад евреи, проживавшие в Киеве, и евреи, жившие в Касабланке, принадлежали к одному и тому же народу? Что между ними общего? Только религиозная практика — иудаизм. Это все, что их объединяет. Евреи в Киеве говорили на идише и украинском, евреи в Марокко говорили на арабском. Ни те, ни другие не говорили на иврите, и если бы они встретились, то не смогли бы общаться. В своей книге я доказываю не только то, что евреи не являются народом, но и то, что у них нет общей истории происхождения».

Книга, вышедшая в 2008-м году, действительно имела огромный резонанс в Израиле и во всем мире. Литературные критики, все как один, сходятся в том, что повествование содержит множество интересных исторических фактов, перекликающихся с еврейской историей от древности до современности, и задаются вопросами по поводу тезисов, которые принято считать аксиомами. Книга не оставит равнодушным даже человека, который никогда не интересовался Израилем или евреями, так как написана доступно, но при этом академически грамотно. А факты и исследования, использованные при создании книги, удивят даже коренных израильтян.

Для прочтения «Кто и как изобрел еврейский народ» настоятельно рекомендуется запастись терпением и быть готовым к альтернативному взгляду на устоявшиеся в израильском обществе точки зрения. Книга богата историческими фактами, цитатами священных писаний и рассуждениями профессора истории.

Этот труд может стать отличным ориентиром на просторах истории евреев, Израиля и сионизма. Рассуждения автора наглядно показывают, как можно использовать предмет истории в построении идеологии, и с какой лёгкостью и упоением люди готовы верить «на слово», не проверяя истоков.

Фото: Haaretz