Петербург-Тель-Авив: танцевальная история любви

Петербург-Тель-Авив: танцевальная история любви

В самом сердце Петербурга, среди исторических зданий, пронизанных дождливым сплином нашего прекрасного города, притаился дом номер девять, что по улице

Автор: 30.01.2014

В самом сердце Петербурга, среди исторических зданий, пронизанных дождливым сплином нашего прекрасного города, притаился дом номер девять, что по улице Белинского. Как и каждое петербургское здание он, наверняка, овеян множеством преданий, но сегодня мы поднимемся на самый верх, в мансардный этаж. Тут нас ждет нечто удивительное: атмосфера Тель-Авива. Да-да, не удивляйтесь — и в парадном пасмурном Петербурге есть островки израильской непринужденности и тепла.

В мансарде Белинского, 9 расположился Bye-bye Ballet — театр и школа Лилии Бурдинской, известного в Петербурге педагога и хореографа, автора спектаклей и интересных экспериментов.

Здесь проводится множество занятий, концертов, мастер-классов, творческих встреч, устраиваемых Лилией и ее коллегами. Часто здесь можно увидеть известных израильских танцоров, педагогов и хореографов. На одном из таких классов побывали и мы, DANCEGURU. В этот раз его вел израильтянин Эрез Зоар, что вовсе неслучайно.

История любви: к танцу и друг к другу

Эрзе Зоар — солист всемирно-известного израильского коллектива Бат-Шева, хореограф и преподаватель направления «Гага ддэнс», созданного его педагогом и художественным руководителем Охадом Наарином. Однажды Эрез и Лилия встретились. Эрез полюбил Лилию, а Лилия — Эреза. А еще они оба полюбили работать вместе, чем успешно и с удовольствием продолжают заниматься по сей день. Но вернемся к классу.

Мастер-класс Гага Дэнсерс

Полный зал. Приглушенный свет. Тихая музыка на фоне. Мы все в ожидании. Эрез начинает класс — неспешно, размеренно. Говорит по-английски, переводит Лилина сестра, Катя. Зеркала завешены — на Гаге они ни к чему, тут важно сосредоточение не на своем отражении, а на телесных ощущениях. Потихонечку, поступательно класс набирает обороты, убыстряется. Естественное движение синтезируется с балетными основами. Удивительно чувственно, магически для танцора. «Отпускание» тела перемежается с  полным контролем над ним, сосредоточенная работа над балетными фигурами и парение существуют одновременно.

Эта техника интересна, и ее стоит испытать на себе. Нечасто танцор в рамках одного и того же занятия может и расслабляться, и неистовствовать, и смеяться, и серьезно использовать основы классического и современного танца.

Репертуар Бат-Шева: Фингерз (от англ. fingers — “пальцы”)

Когда смотришь выступление хорошего балета, невольно ловишь себя на мысли — вот бы и мне так! Эрез предоставил нам такую возможность. Выбрав кусочек из спектакля Бат-Шевы «Фингерз», он научил нас его хореографии. Потрясающе ощущать себя частью труппы, получая знание непосредственно от исполнителя этого спектакля.

Впрочем, почему бы не дать слово самому Эрезу?

— Каково тебе было танцевать в Бат-Шеве?

— Попасть в Бат-Шеву было моей мечтой практически с детства. Впервые я увидел их выступление, когда был студентом в академии музыки и танца, по телевизору, и чуть позже на сцене, когда ансамбль Бат-Шева стал знаменитым коллективом, и я очень сильно захотел попасть именно к Охаду, который возглавлял труппу! И однажды это произошло. Я был еще достаточно молод, мне сейчас только 30, но работать 10 лет с Бат-Шевой – это одна из лучших вещей, которая когда либо случалась в моей жизни. Это стало тем, что изменило мою жизнь. Быть часть этой замечательной команды, танцевать под началом такого талантливого художника как Охад — это настоящая привилегия. За это время я открыл  много нового в себе: что я люблю и не люблю, получил очень много и отдал тоже значительную часть, потому что танцоры приносят с собой в коллектив тоже многое. Это моя семья.

— Что для тебя центр Сюзан Далаль, стал ли он твоим домом?

— Я работал в Сюзан Далаль, и это был мой дом в течение 10 лет. Я думаю, что Сюзан Далаль — это прекрасная платформа, которая инициирует большую часть танцевальной деятельности в Израиле. Управляющие Гаи Оварди и  Клаудия Коэн, они “делают” весь израильский танец уже 20 лет. Они возвели танец на пьедестал. Сюзан Далаль — дом для всех танцоров, которые живут в Израиле, дающий возможность попасть на сцену. Бат-Шева репетирует в этом центре уже много лет, там чудесная атмосфера, очень красивое и удобное место. Попадая в этот центр, ты обретаешь все необходимое для творчества.

— Почему ты выбрал модное нынче направление Гага?

— Я не могу сказать что я его выбирал — оно само пришло ко мне. Когда я был студентом, то брал уроки и современного танца, и классического балета. Классический балет был придуман много лет назад, и теперь стал частью образовательной системы любого танцевального направления. Это отличный способ развития техники, но для меня танец — это больше воображение и полет. Я думал, что могу делать на сцене, не ограничивая себя, а в Гага тебе позволено намного больше, чем в классическом балете! В Гага можно использовать видео-арт, драматическую игру — все, что угодно! Это дает мне свободу, которой нет в балете. Последние несколько лет я занимался соединением естественных движений тела. В балете тело является инструментом для движений, а Гага — это то, что идет от его природы. Все начинается с естественных движений, потом ты развиваешься, используя балет или другие способы, и так приходишь к танцу без ограничений. Язык этого танца очень особенный, и привлекает намного больше. Теперь Гага —  теперь это моя первая натура, даже не вторая! Я стал Гагаистом! Я не могу быть кем-то другим в повседневной жизни, я танцую не только в студии, но и в повседневной жизни: сажусь, встаю, иду по улице, мою посуду, и всё танцуя — это образ жизни!

— Весь прошлый год ты провел в Санкт — Петербурге. Понравилось? Что ты нашел здесь для себя?

-Очень! Это очень дорогой для меня город! Во-первых, здесь у меня появилась возможность встретить замечательных людей из Bye-bye ballet center. Основатель этого центра Лиля Бурдинская — моя вторая половинка.  Мы соединили наши жизни как пара, но также мы связаны в творческом плане. За этот год я встретил также и других художников и просто влюбился в этих талантливых и творческих людей, которые живут тем, что делают. Мне кажется, что я попал в центр событий — туда, где рождается искусство.

Сам по себе Санкт-Петербург прекрасен. Очень приятно каждый день видеть всю эту красоту, но я верю в то, что люди красят место. Мне кажется, в Россию сейчас приходит Возрождение — люди здесь со всей страстью и желанием хотят инноваций, хотят создавать новое, привносить развитие. Вот почему мне здесь нравится.

— А как поживает Лиля? Она сейчас в Израиле. Танцует , работает над постановками? Как она?

— Она в порядке. Быть в разных местах — это не просто, но интересно. Она работала с танцевальной группой студентов из кибуца Гаатон на севере Израиля (Dance work-shop Gaaton). Основатель, Юди Тарнон, открыл одну из самых крупных танцевальных организаций в стране — Kibutz dance company. В том году они выступали в Санкт-Петербурге в Александринском театре. Я и Лиля работали с ними над новой постановкой «Апполонов». Это был очень интересный для нас трехмесячный проект, и мы очень довольны тем, что получилось в итоге. Также Лиля “работает мамой” — маленькая Амелина требует много внимания, любви и заботы. Она вяжет, следит за домом, строит великие планы на будущее. В апреле мы вместе приедем с Санкт-Петербург с новой постановкой, и не с одной!

— А есть в Израиле город, который похож на Санкт-Петербург?

— Может быть, в каком-то плане Иерусалим похож. Но Санкт-Петербург более активный.

— Что нужно человеку для того чтобы попасть на твой мастер-класс?

— По-разному, потому что я занимаюсь Гага как с танцорами, так и с простыми начинающими. Если человек хочет быть танцором, делать сложные связки и комбинации, ему необходимо иметь танцевальную подготовку. Для обычных людей ничего не нужно — разве что желание!

— А какая разница между Гага пипл (Gaga people) и Гага дэнсерс (Gaga dancers)?

— Гага пипл подходит для любого человека. Здесь все направленно на возможность улучшить их способность двигаться, но не делает из них танцоров. В этом стиле нет танцевальных па, как в Гага дэнсерс, арабесков, элементов используемых в танцевальном мире — я даю упражнения на фантазию, использую образ, потому что простым людям иногда нужно активизировать воображение. Я стараюсь вдохновить человека на танец, научить наслаждаться своими телом, и для них это и есть упражнения, да и форма физическая улучшается. Гага пипл подходит для любого возраста, потому что не включает непосильных упражнений, прыжков, прикосновений к другим людям. А в Гага дэнсерс есть много сложных танцевальных поддержек, там важен контакт с другим танцором.

— Чего тебе не хватает в Питере?

-Мне не хватает израильской погоды и продуктов, которых я люблю — фалафеля и хумуса.

— Чем еще ты занимаешься сейчас?

— Я готовлю. Вообще-то, я еще и повар. В Израиле я работаю в одном из лучших ресторанов. Кулинария — это еще одна моя большая любовь! Преподаю Гага по всему Израилю, и что-то привожу сюда. Мы работаем с Лилей над несколькими постановками, связанными с нашими отношениями, которые покажем в апреле. Там будет много всего: соло, дуеты. И, кроме этого, мы сейчас ищем новое место для Bye-bye ballet center — грядут глобальные изменения.