Дани Караван: от ландшафтных скульптур до балетных декораций

Дани Караван: от ландшафтных скульптур до балетных декораций

 Ирма Кантин об израильских архитекторах – часть 1

Автор: 18.04.2021

А знали ли вы, что у хорошо знакомой нам площади Habima в Тель-Авиве, серии белых объектов в парке Edith Wolfson, монумента «Бригада Негева» (Monument to the Negev Brigade) в Беэр-Шеве и архитектурного шедевра Axe Majeur в Сержи-Понтуаз близ Парижа – один создатель? Теперь знаете.

Сегодня мы начинаем цикл статей об архитекторах Израиля, открывает который Дани Караван (Dani Karavan).

«Первая моя встреча с его творением произошла около семи лет назад в парке, который находится между Гиватаймом и южным Тель-Авивом (Edith Wolfson Park – прим. ред.). Я увидела простые формы – лестницу, купол, пирамиду, колонну. Ослепительный белый камень и такое органичное слияние монумента с окружающим его ландшафтом. Вечером, погрузившись в интернет-поиски, я узнала новое для себя имя, Дани Караван», ­­– рассказывает Ирма.

Дани Караван родился в Тель-Авиве в 1930-м году, работал и учился в Тель-Авиве, Париже и Флоренции. Первым его учителем был отец, Авраам Караван, ландшафтный архитектор, автор парков в Яффо и Тель-Авиве. «Мой отец был в первую очередь садовником, а во вторую – архитектором. Он спроектировал и построил множество парков, и в каждом отец обязательно сажал оливковые деревья, которые были его любимыми растениями. И для меня это дерево представляет не меньшую ценность. Это мой материал», – объясняет Дани.

Первым преподавателем живописи у 14-летнего Дани был художник Аарон Авни. В середине 1940-х годов он учился у Авигдора Стеймацкого, Йехезкеля Штрейхмана и Марселя Янко. А в 1948 году Караван стал одним из основателей кибуца Харель (Harel), где прожил до 1955 года.

В 1949 году он учился в Иерусалимской академии Bezalel у Мордехая Ардона, годом позже стал изучать сценографию у Эмануэля Люфтгласа и Поля Леви в школе при Камерном театре (The Cameri) в Тель-Авиве. Технику фресок он постигал в середине 1950-х годов во Флоренции в Академии прекрасных искусств, рисунок – в 1957 году в Париже в Академии Гранд-Шомьер, мозаику – в Равенне в Италии.

В общем, бэкграунд богатейший, как и последовавшая за творческими поисками и обширным образованием профессиональная деятельность как скульптора и архитектора.

В 1964 году Дани Караван стал одним из тех, кто способствовал рождению ансамбля Bat-Sheva в Тель-Авиве. Он оформлял выставочные павильоны, спектакли театров Habima и Cameri, оперные постановки в Италии и Израиле. 12 лет он работал с ансамблем Марты Грэхем в Нью-Йорке, создавал сценографию для балетных ансамблей Bat-Dor, Bat-Sheva, Inbal, ансамбля Моше Эфрати и Kol-Dmama. В 1970-е годы много занимался скульптурой.

***

Одна из самых известных работ Дани Каравана – монумент «Бригада Негева» (Monument to the Negev Brigade) на пологом холме к северу от Беэр-Шевы. 19-метровая башня возводилась им с 1963 по 1968 год, и впечатляет даже на фотографиях, не говоря уже о том воздействии, которое это сооружение оказывает, если бродишь по закоулкам огромного бетонного памятника-саркофага, монумента-здания, запутанным, как и сами задумки художника, облеченные в бетоне в простые геометрические формы, ставшие символом гармонии.

«Мои работы всегда тесно связаны с историей того места, для которого они предназначены. Монумент «Бригада Негева» создан в честь дивизии, охранявшей в пустыне единственный водопровод. Я не знал, что буду делать, но хотел, чтобы моя работа воспринималась как подробный рассказ о событиях минувших дней. Я постарался запечатлеть образ палаточного городка. Здесь есть каналы-траншеи, колодец с водой, ветряные флейты и так называемый купол памяти — в определенные часы лучи света проникают сквозь его отверстия и освещают высеченные внутри имена погибших солдат. Я посадил здесь песчаные акации — это типичные представители местной растительности. Работая именно над монументом «Бригада Негева», я сформировал свой творческий язык», – говорит скульптор.

Среди произведений Каравана:

рельефная стена в зале заседаний Кнесета (галилейский известняк, 1965–66);

30 рельефов в комплексе зданий суда в Тель-Авиве (бетон, железо, 1962–67);

памятник жертвам Катастрофы в мемориале Х.Вейцмана в Реховоте (бронза, камень, вода и огонь, 1971);

«Среда для мира» на бьеннале в Венеции (белый цемент, 1976);

«Окружение из природных материалов и воспоминаний» для выставки «Documenta 6» в Касселе (Германия; белый цемент, 1977);

«Пассаж, в честь Вальтера Беньямина» (Портбоу, Испания, 1994);

«Памяти Регенсбургской синагоги» (Германия, 2005) и многие другие скульптуры и архитектурные сооружения в разных странах.

С 1960г. Караван создает также декорации для драматических и балетных спектаклей. С конца 1980-х годов много работал во Франции, в особенности в городе Сержи-Понтуаз и в парижском районе Ла-Дефанс — крупнейшем деловом центре континентальной Европы, одновременно являющемся символом архитектурных инноваций.

Некоторые из его скульптур устроены так, что их можно рассмотреть с различных ракурсов, в том числе и изнутри. Можно подняться наверх, заглянуть внутрь, спуститься в центр композиции. Все его лаконичные, близкие к природе ландшафтные скульптуры взаимодействуют с местом, на котором они построены, становятся столь органичной частью урбанистического пейзажа или парка, что сложно представить себе, что когда-то их здесь не было.

Творчество Каравана отмечено Государственной премией Израиля (1977), премией ЮНЕСКО (1996), а также рядом наград иностранных государств.

В настоящие время скульптор, несмотря на свой почтенный возраст (в этом году Дани Караван отметит свой 90-летний юбилей), продолжает активную творческую жизнь, работая в своей тель-авивской студии над небольшими скульптурами и графическими произведениями.

Фотографии: личный архив Ирмы Кантин, сайт Дани Каравана.