Шидух — анахронизм или актуальный способ сберечь нервы?

Шидух — анахронизм или актуальный способ сберечь нервы?

Сватовство по-иудейски

Автор: 05.11.2013

“Шидух” (от ивр. “сватовство”) — традиционный  еврейский метод знакомства, основой которого является построение семейных отношений при помощи посредников — “шадханов”. Для человека, который только начинает знакомиться с еврейской культурой, эта традиция может показаться необычной, тогда как на самом деле это распространенное в израильских семьях явление уходит корнями в глубокое прошлое.

Из истории обычая

Впервые шидух упоминается еще в Торе, в главе “Хаей Сара” (Жизнь Сары), в которой Элиэзер, слуга праотца Авраама, по поручению хозяина направляется искать жену для Ицхака. У родника, где девушки, по обыкновению, набирали воду, он встретил Ривку, удивившую его своей добротой и покладистостью. Обрадованный Элизер без промедления cосватал ее сыну своего господина.

История гласит, что слуга, в данном случае выступивший в роли “шадхана”, т.е. свата,  пришел к роднику, где заприметил миловидную девушку, набиравшую в кувшин воду. Исполнительный слуга не удовлетворился лишь внешней привлекательностью претендентки, и решил, ко всему прочему, испытать ее душевные качества, попросив у девушки воды. Когда же она предложила напиться не только ему, но еще и напоила верблюдов,  сердце Элиэзера растаяло, он понял, что нашел прекрасную невесту для сына своего хозяина. Элиэзер  подарил Ривке золотые украшения для носа и запястий, после чего отправился к ее  родителям и рассказал о цели своего визита. Родители спросили у Ривки, пойдет ли она в дом к Ицхаку, и девушка ответила согласием. Так в одночасье было положено начало прекрасной традиции «шидух», да еще и заключен крепкий и исторически-важный брачный союз.

С тех пор минули несколько тысячелетий, но этот способ знакомства между молодыми людьми остался актуальным и практикуется не только в Израиле, но и за его пределами. Алгоритм действий практически не изменился: желающие найти свою “вторую половинку” обращаются к “шадханам”, которые, с достойной Элизера тщательностью, подбирают для них потенциальных женихов и невест.

Свах по интернету

Но век  цифровых технологий диктует свои правила, и сегодня существуют обширные он-лайн базы “шидухов”, а многие “шадханы” предлагают свои услуги  виртуально.  В этом есть свои преимущества, ведь при помощи  интернета  можно получить подробную информацию о потенциальном претенденте на свое сердце без утомительных поездок к роднику на верблюде.  В своей традиционной форме “шидухи” cегодня сохранились только в  ультра-ортодоксальной части общества, которая не так активно пользуетcя печатными СМИ и интернетом . В таких семьях поиском пары  занимаются родители жениха или невесты, которые обращаются напрямую к авторитетному в общине “шадхану” (зачастую это раввин или его жена) с просьбой подыскать пару своему чаду. Как правило, человек, выбранный на роль “шадхана”, пользуется большим доверием, но его слово все же не является последним в принятии решения молодыми.

Cлучается и так, что, шидухи складываются еще в раннем детстве. В первые месяцы жизни ребенка его родственники решают, c ребенком из какой семьи ему суждено связать свою судьбу. Такое происходит, как правило, в династических и крайне религиозных семьях, где к вопрос брака – это в первую очередь вопрос сохранения рода. С такими вещами не шутят, поэтому личные предпочтения жениха и невесты отходят на второй план или еще куда подальше.  Стоит отметить, что у юноши и девушки, за которых религиозные родители уже сделали выбор, еще остается небольшое «право на маневр», но как правило,  браку, определенному еще в детстве,  суждено состояться.

“Рост от 180 см и выше, вес не более 90кг, от 30 до 50, образование высшее, юрист или врач с пропиской в Савьоне”… Вопросы?

В менее закрытых, но тоже религиозных cемьях поиском второй половины может озадачиться не только родитель, но и сам молодой человек или девушка. Это считается абсолютно естественным, и израильтяне совершенно этого не стесняются. Происходит все по той же схеме: обращаение к “шадхану”, подбор, свадьба.  При этом достаточно важно в cамом начале процесса четко сформулировать свои требования. Вот тут-то и начинается все самое интересное! Романтика уступает место прагматичному расчету.  Для удачного исхода дела необходимо максимально визуализировать свой запрос, заданный профессионалу, ведь, прибегая к “шидуху”, cчитается абсолютно нормальным “заказывать” не только внутренние качества будущего партнера, но и его рост-вес,  образование, уровень достатка, род занятий и даже место жительства! Cписок требований, порой, занимает не одну страницу, а сам процесс “шидухов” (встреч  с разными кандидатами) может длиться до нескольких лет.

Спокойствие, только спокойствие

Набор правил зависит от уровня религиозности участников “шидуха”. В самом строгом варианте допустимо не более 3-4 встреч до предложения руки и сердца, при этом c каждым из кандидатов желательно встретиться как минимум два раза. Даже если  одна из сторон уверена  в том, что вторая  ей не пара, рекомендуется повторить попытку, т.к. первое неудачное впечатление можно списать на волнение, из-за которого кандидат не смог показать себя с лучшей стороны. Отказаться от второй встречи одна из сторон может только через “шадхана”, но такой отказ будет считаться крайне неэтичным и оскорбительным для второй стороны, т.к. может нанести неизлечимую душевную травму.

Вообще при “шидухе” любые негативные эмоции крайне нежелательны, поэтому и “шадханы”, и сами встречающиеся стараются всеми силами их исключить, тем более в случае, если пара из них уже точно не получится, и это один из важнейших принципов “шидуха” и его большое преимущество. Все встречи проводятся так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала неловкости: время и место встречи координируются “шадханом” и, если по каким-то объективным причинам назначенное время становится неудобным для одной из сторон, встреча переносится на другой день.

Само «свидание» должно проходить в людном месте и не должно быть слишком долгим — можно выпить кофе или погулять, при этом каждый платит сам за себя. Подарки, цветы и другие знаки внимания не допускаются, чтобы не «затуманивать» сознание и оставить место для чистого понимания, подходит ли тебе человек. По окончании встречи ни одна из сторон не сообщает о своем намерении встретиться и не оставляет своих координат.

Весь процесс строго регламентирован, и, если следующей встрече суждено состояться, то назначать ее будет “шадхан”, и никто иной. Обмен контактами и неформальное общение возможно только после нескольких рандеву, при условии положительных впечатлений. Но молодые люди и сами знают, что в ультра-ортодоксальных еврейских семьях такой формат встреч не приветствуется, да и затягивать c предложением руки и сердца не принято. Если на 3-4 встрече не было сделано предложение, то знакомство продолжать не стоит.

Hесмотря на то, что первые встречи носят формальный характер и лишены какой-либо чувственной подоплеки, находиться в нескольких “шидухах” и встречаться с несколькими кандидатами одновременно категорически запрещено.

“А я не хочу, не хочу по расчету”

Может показаться, что “шидух” – достаточно прагматичный  и сухой путь, исключающий  проявление первых волнительных эмоций и сердечного трепета, который мы так хотим почувствовать прежде, чем отношения перейдут в разряд  «долгосрочныx». Потому удивительно, но не только ультра-ортодоксальные  евреи обращаются за помощью к “шадхану”. В Москве, например, не так-то просто встретить свою еврейскую половинку на улице или в кафе. Другие, испытав разочарование, не хотят испытывать его снова.

Вот только у прогрессивных молодых людей процесс “шидуха” проходит не так строго —  “шадхан” может просто дать контакты и предоставить решать все самим молодым людям. Они будут сами общаться, назначать свидания и встречаться, когда им заблагорассудится, полностью регулируя процесс, обращаясь к свату по мере необходимости.  Но  при таком шидухе, в отличие от классического, от моральных травм и неприятных эмоций никто не застрахован.

Сколько это стоит?

Важно заметить, что работа “шадхана”, даже если его роль ограничивается поиском кандидата по базе и выдачей нужного контакта, достойно вознаграждается. Предела здесь нет: все зависит от возможностей претендентов, но, в случае удачи,  платят обе стороны. Минимальный порог оплаты для людей с невысоким доходом, составляет примерно 1000 долларов, а вот максимальноe вознаграждение может доходить до десятков тысяч. Стоимость услуг сватов оговаривается заранее. Как правило, молодожены вознаграждают старания виновника своего счастья  сразу же после “хупы” (обряда бракосочетания).

Хотите  попробовать  шидух или мечтаете отдаться воле судьбы — решение ваше. В любом случае придется смириться с тем, что в Израиле все только и заняты тем, чтобы перезнакомить своих друзей и родственников, ищете вы свою пару или не ищете — в обществе  всегда находится место неформальным “шадханам”, работающим по доброте душевной, надо это вам, или нет. Иногда сватами становятся даже совсем чужие люди.

Один мой знакомый студент,  подрабатывающий на заправке, недавно рассказал, как приехавшая за бензином пожилая дама поинтересовалась, сколько ему лет, и чем он по жизни занимается,  вскользь упомянув, что у нее есть младшая  дочь, которая ни с кем на данный момент  не встречается.  Он,  правда,  счел предложение неуместным и не ввязался в “шидух”.  А я вот думаю, почему бы и нет?  Ведь cтоит же иногда оставлять место неожиданностям и нестандартным сценариям…  А вдруг?