Национальный вопрос, продолжение

Национальный вопрос, продолжение

или Национальная еврейская «Атлантида»

Автор: 21.03.2014

Деревня Баланкаб Бета Исраэль. Автор: H. A. SternPublic Domain

Нескончаемый поиск Сынов Израилевых

Человеческая природа похожа на одну сплошную загадку. «Документальных» фильмов со словами «тайна», «загадка», «потерянный» в названии выходит неимоверное множество. Апогеем всего этого являются, конечно же, многочисленные гипотезы местонахождения исчезнувшей Атлантиды. Нам, (евреям, израильтянам — нужное подчеркнуть), как ни странно, не чуждо ничто человеческое, поэтому и у нас есть своя собственная «Атлантида». Это, как, возможно, вы уже догадались, загадка исчезновения десяти колен израилевых, которую мы постараемся изучить в данной статье с точки зрения современной израильской демографии. Вспомнили друзов? Поехали!

Предыстория

Давным-давно, вскоре после смерти царя Соломона, царство его разделилось на два: Израиль и Иудею. Коленно-племенной уклад тогда еще был в ходу, поэтому к Иудее отошли два колена: собственно, Иуда и Вениамин, а к Израилю — остальные десять: Рувим, Симеон, Левий, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф, Манассия и Ефрем.

В 721 г. до н.э. Израильское царство было уничтожено Ассирией, а жители уведены в плен. В 586 г. до н.э. история повторилась, только уже с Иудеей, которая была уничтожена, на сей раз вавилонянами, и чьи жители также были взяты в плен. Долго радоваться им не пришлось, ибо уже через сорок лет Вавилон был захвачен персидским царем Киром II Великим, который Велико(душно) отпустил иудеев обратно домой. На этом официальная история десяти колен заканчивается, и впредь еврейская история затрагивает только колена Иуда и Вениамин, которые — под общим названием “иудеи” — и продолжают историю еврейского народа, параллельно придумывая все новые и новые небылицы про судьбу остальных десяти. А было у них на это без малого 2500 лет!

И вот настал XX век. Потомки достопочтенных иудеев стали возвращаться на историческую родину, проводить археологические раскопки в поисках подтверждения событий библейской давности. Иерихон, «жена Лота», гора Содом, Масада: история как будто оживала на глазах. Конечно же, не обошли стороной и тему потерянных колен. Казалось бы, смиритесь: сколько народов бесследно исчезло за этот отрезок времени: этруски, скифы, хазары… но нет! Еврей еврея из-под земли достанет. И-таки достали.

Гипотеза первая: эфиопы

Как можно понять из предыдущей статьи, эфиоп эфиопу — рознь. А именно, эфиопами в Израиле называют эфиопских евреев. Напрашивается ряд вопросов:

  1. Откуда взялись евреи в Эфиопии?
  2. Какое отношение они имеют к десяти пропавшим коленам? И к кому еще они имеют отношение?
  3. Как эфиопские евреи оказались в Израиле?
  4. Какое место занимают выходцы из Эфиопии в современном израильском обществе?

Гипотез появления эфиопской еврейской общины много. Озвучу здесь две самые интересные. Первая: эфиопы являются потомками исчезнувшего колена Манассия. Вторая: эфиопы являются потомками связи царя Соломона и царицы Савской. Высокая вероятность обеих гипотез подтверждается «религиоведческим анализом»: эфиопы исповедуют некое подобие иудаизма, не отмечая при этом праздники, возникшие после вавилонского изгнания, такие как Пурим и Ханука.

Что же говорят «британские ученые»? В этнографических кругах существует довольно устойчиво сложившееся мнение о том, что эфиопские евреи — это этнические эфиопы, а точнее племена группы агау, исповедующие иудаизм, а возможно, некую смесь иудаизма и раннего христианства. То, как попали к ним эти религии – вопрос отдельного выпуска.

Как эфиопы оказались в Израиле? На основании вышеприведенных «религиоведческих фактов», в 1975 году эфиопские евреи были признаны частью еврейского народа Главным Раввинатом Израиля, вследствие чего и встал вопрос о возможности их репатриации. Военно-политическая обстановка в Эфиопии на тот момент была неблагоприятной, поэтому нашим героям пришлось пройти пешком Эфиопии в Судан, где из Хартума был организован воздушный мост в Израиль — так называемая операция «Моисей». В мае 1991 года была также проведена операция «Соломон» по транспортировке эфиопов из Аддис-Абебы. Таким образом, на сегодняшний день все когда-либо жившие в Эфиопии евреи и их потомки, численностью в 50 тыс. человек, живут в Израиле.

Что же думают об эфиопах местные жители и государство?

Вопрос интеграции эфиопов в израильское общество встал ребром с самого начала. Было решено, к примеру, «считать эфиопов новыми репатриантами, вне зависимости от срока пребывания их в стране». В интеграции эфиопов, как и многих других до и после них, не последнюю роль сыграл ЦАХАЛ, этакий плавильный котел израильского общества. Представители эфиопской общины достаточно разнообразны, поэтому выработать какой-то набор отличительных признаков, выделяющих эту общину из других, достаточно сложно. Характерных шуток про характер эфиопов я не слышал, исключая те, что подчеркивают достаточно интересный амхарский акцент. Внешне эти ребята отличаются темной кожей (хотя по африканским меркам она светлая), тонкими чертами лица (в отличие от представителей западно-африканских стран с широкими носами), кудрявыми волосами.

Несмотря на то, что эфиопская религиозная практика разительно отличается от общепринятой еврейской, наши эфиопы решили не создавать в Израиле свои молельные дома, а просто примкнули к сефардской общине.

Гипотеза вторая: дети Манассии

Сыны Манассии (на иврите «Бней Менаше») — это представители народностей мизо, куки и чин, проживающих в индийских штатах Манипур и Мизорам, исповедующие иудаизм и позиционирующие себя в качестве потомков соответствующего колена Израиля. По их версии у сынов Манассии была святая книга, безвозвратно утерянная в многовековых странствиях. Они повествуют в своих рассказах об исходе из Египта и других бедах еврейского народа. Они даже называют себя еврейскими именами. Казалось бы, что еще нужно, чтобы действительно признать этих людей чудесно спасшимися потомками одного из 10 потерянных колен?! Не тут-то было! Ученые предполагают, что здесь имела место обратная инженерия: сначала была история про 10 колен, а «Бней Менаше» на эту историю как бы «натянулись». В 19-ом веке в Индии существовала обширная миссионерская деятельность. Миссионеры, увидев некоторые отличия в верованиях этой группы племен, рассказали им о 10 потерянных коленах. Оставшиеся части мозаики легко можно было просто придумать.

После образования государства Израиль наши индийские друзья незамедлительно попросили признать их частью еврейской общины. Процесс, однако, затянулся. Раввинатское постановление гласит, что их можно считать частью еврейской общины, но только после полноценного гиюра (официальной процедуры принятия иудаизма). Вроде и евреи, а вроде и гиюр должны проходить… как говорится, сам черт ногу сломит. Тем не менее, доселе к нам прибыло порядка 1700 человек, и 7000 еще ждут своей очереди на географической родине.

Гипотеза третья: кочинские евреи

Есть такие молодые люди приятной наружности, обладающие не менее приятным характером — кочинские евреи. Узнать их можно по следующим внешним признакам:  очень темная кожа, иссиня-темная, темнее чем у эфиопов, небольшие габариты (средний рост у мужчин — 1.65 м), овальные черты лица, черные, слегка волнистые, волосы, часто пигментация на коже несколько более светлого оттенка. Данная этническая группа насчитывает всего около 8000 человек.

В процессе моего проживания в Израиле мне удалось познакомиться с десятком из них, и все без исключения произвели на меня резко положительное впечатление. Я, вообще-то, не склонен присваивать личные качества по национальному признаку (ну-ну… а кто так лестно про бедуинов отзывался?), но эти просто растопили мое сердце. В первую очередь, их выделяет ответственность за собственные поступки. Сделал фигню — осознает, что сделал фигню. Во-вторых, честность. Сделал фигню — признается. В-третьих, неимоверное желание помочь ближнему. Всегда действуют на благо окружающих. Принес чаю себе, непременно принесет и всем присутствующим. Силюсь найти все-таки что-то отрицательное, но, видимо, предубеждение мое слишком велико.

Кочинские евреи Фото 1901—1906 гг. Caption read "©JewishEncyclopedia.com"

Кто же такие эти волшебные кочинские евреи? Их группа, как и предыдущая, родом из Индии, штат Керала, когда-то — княжества Кочин. Поверья гласят, что первые евреи здесь появились аж в эпоху царя Соломона. Некоторые версии говорят о той самой эпохе разрушения Первого Храма (опять колена!), другие об эпохе Второго Храма. Достоверно известно, однако, что тамошняя община постоянно контактировала с еврейскими общинами мира, поэтому поверить и проверить то, что эти товарищи исповедуют иудаизм в его привычном равиннатскому суду виде, не составило труда. Подавляющее большинство кочинских евреев в 50-х и 60-х годах прошлого века иммигрировало в Израиль.

Немного спекуляций перед выводами и заключением

Эти три истории, хоть и несколько фантастические по своему историческому содержанию, все-таки рассказывают о реальных группах людей, являющихся частью сегодняшнего израильского общества. Кто-то из них менее многочисленен (ха-ха!), кто-то более, однако с представителем каждой из них можно реально пообщаться, составить свою собственную точку зрения об их национальном характере, а, покопавшись в исторических документах, составить и кое-какое мнение о причастности тех или иных групп людей к пресловутым коленам.

Конечно, как и в любом другом скользком историческом вопросе, существуют гипотезы, которые не подтверждаются ни с точки зрения историков (этнографов, лингвистов, антропологов) ни с точки зрения раввинатского суда. А именно:

— скифская гипотеза (о том, что скифы произошли от потомков 10 колен);

— британская гипотеза (о том, что от скифов, в свою очередь, произошли различные народы Европы);

— японская гипотеза (о том, что японцы — это потомки 10 колен);

— и, конечно же, пресловутая индейская гипотеза о том, что Чероки, на самом деле, не джип.

Читайте далее: добрее самаритянина может быть крымчанин, или Крымско-караимский след. Еврейская ксенофобия «черными» глазами. Тюрки возвращаются в талите.