Израильский «плавильный котёл»

Израильский «плавильный котёл»

Израильский Кнессет в ближайшее время примет закон о службе в армии для ортодоксальных евреев. Многие эксперты считают, что это важный

Автор: 16.01.2014

Израильский Кнессет в ближайшее время примет закон о службе в армии для ортодоксальных евреев. Многие эксперты считают, что это важный шаг – на пути превращения Израиля в светское государство. И очень любопытно, что такое государство может появиться на Ближнем Востоке в тот момент, когда в арабских странах на смену секулярной модели приходит политический ислам.

До недавнего времени ортодоксальные евреи Израиля записывались в армию исключительно на добровольной основе, отсрочка действовала для всех студентов религиозных учебных заведений (ешив). Принадлежность к ешиве была индульгенцией от тягот армейской жизни и, к тому же, давала возможность работать, копить деньги на жилье, в то время как нерелигиозные сверстники служили и участвовали боевых действиях.

Как израильские ортодоксы «косили» от армии

В этом году власти взяли курс на интеграцию религиозного сегмента израильского общества. «Существует четкое решение данной проблемы, предложенное правительством и одобренное в парламенте. Будут сокращены квоты на ешивы, по которым студенты имеют право избежать воинской службы; отменены пособия для тех, кто не служил в армии. Начнут создаваться специальные условия для призыва в армию ортодоксов. Все уже решено», — говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Это означает, что десяткам тысяч людей, освобожденных от воинской обязанности с самого основания государства Израиль, придется все же сменить классы религиозных учебных заведений на армейские казармы.

У харедим (представителей ультраортодоксальных религиозных общин) получалось «косить» от армии  на протяжении 65 лет. Когда в 1948 году главы религиозных общин обратились к первому израильскому премьер-министру Бен Гуриону с просьбой освободить ешиботников от службы в вооруженных силах, речь шла всего о 700 молодых людях. «Во время холокоста, когда было убито 6 миллионов евреев, среди них погибли и раввины, знатоки Торы и Талмуда. Конечно, нужно было восполнить эту страшную потерю и оказать поддержку просвещенным, религиозномыслящим людям. Тем более, тогда харедим было немного. Бен Гуриону и в голову не могло придти, что когда-то это вырастет в проблему», — рассказывает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский. Прошло время и, рожая по ребенку в год, ортодоксальные семьи значительно увеличили свою численность. Сегодня их число составляет 15% населения страны. Каждый четвертый мальчик, который пошел в школу в Иерусалиме в этом году — выходец из среды харедим. Среда же эта совершенно особая. Жизненные ценности ортодоксальных евреев и светских израильтян абсолютно не совпадают.

По еврейской традиции мальчики начинают учиться в возрасте трех лет, в пять они уже бегло читают, тринадцать – возраст совершеннолетия еврейского подростка — именно тогда его и отдают в ешиву. «Для молодых ортодоксов очень важно пройти интенсивный образовательный курс, и пройти его в молодом возрасте. Поэтому уйти в армию в 18 лет и прервать обучение для них не представляется возможным. В религиозных заведениях они не просто получают отвлеченные знания, они усваивают принципы, которые пытаются затем воплотить в жизнь. Не случайно, у них существует практика ранних браков. Сразу после завершения курса человек создает семью. До этого уйти в армию нет возможности», — отмечает студент Любавической ешивы Шая Вселюбский.

Говоря об интенсивности ортодоксального образования, Шая нисколько не преувеличивает. Занятия в ешиве начинаются в 7-8 часов утра  и заканчиваются в 9-10 вечера. Практически все время занято штудированием богословских трудов. Однако Шая вполне допускает, что часть людей, обучающихся в ешиве, идут туда, чтобы “откосить” от армии.

Триумф светского Израиля

Расклад сил на политической арене Израиля – вторая причина, по которой ортодоксальную молодежь, невзирая на серьезное общественное возмущение, так долго не призывали в армию. Всему виной пропорциональная система представительства при выборах в парламент. Каждая партия, получившая на выборах больше 5% голосов, входит в Кнессет (при этом, за всю историю Израиля ни одна политическая партия не получала на выборах больше 50%). Набрать парламентское большинство и сформировать коалицию было невозможно без поддержки малых партий, среди которых самыми влиятельными всегда были ультраортодоксальные «ШАС» и блок «Яхадут ха-Тора». Эти политические игроки готовы были поддержать любые решения, при условии сохранения льгот и дотаций для ортодоксов.

Однако после выборов 2013 года харедим не попали в правительственную коалицию. В нее вошел блок премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньху «Ликуд — Наш дом Израиль», центристские партии «Еш Атид» («Есть Будущее», лидер – известный тележурналист Яир Лапид) и «А-Тнуа», а также крайне правая партия «Байт Йегуди» («Еврейский дом») во главе с Нафтали Беннетом. Такой состав правительства позволил прислушаться к мнению большинства и разрубить, наконец, гордиев узел, который сущесвует в Израиле с момента основания государства. «Если партии Беннета и Лапида хотят сохранить свой электорат, они должны учитывать мнение большей части населения. А большинство — против существующих порядков в отношении ортодоксов», — уверяет Георгий Мирский.

Евгений Сатановский оценивает принятое решение как «фантастический успех, который стал возможен исключительно благодаря позиции тех партий, которые присутствуют сегодня в коалиции и, в первую очередь, конечно, лидеров русскоязычной общины таких, как Авигдор Либерман (бывший министр иностранных дел, руководитель партии «Наш дом Израиль»)». Либерман давно уже носится с идеей еврейского националистического государства, в котором нет никаких льгот и поблажек ни для представителей арабского населения, ни для религиозных ортодоксов: каждый гражданин должен дать клятву на верность Израилю и пройти службу в ЦАХАЛ.

Если для светского общества всеобщий призыв – это победа, то для раввинов, глав религиозных общин – это колоссальное поражение. Усиление влияния государства на религиозных ортодоксов и необходимость отчитываться за предоставляемые средства — не слишком радужная перспектива для тех, кто десятки лет требовал денег, не рассказывая на что они будут потрачены. В марте 2013 года у здания армейского призывного центра собралось около 15 тысяч ортодоксов, требующих отменить принятое решение. «Тора превыше всего!», «Армия не заберет учеников ешивы», — скандировали разгневанные демонстранты. «Правительство хочет искоренить наши традиции, лишить нас религии. Они называют это плавильным котлом, но людей нельзя расплавить. Они не могут изменить наш образ жизни», — взывал к собравшимся раввин Давид Зихерман. Дело кончилось столкновениями с полицией. Несколько человек были ранены, десятки арестованы.

«Вы думаете, что евреи чем-то отличаются от остального населения планеты? Не отличаются!», — говорит Евгений Сатановский. – Халява — есть халява. Любой человек, просто так получающий деньги от государства, всегда будет протестовать, если его заставят что-то делать или перестанут ему платить. Лидер любой общины, власть которого основана на том, что он закабаляет свою паству, обеспечивая ей минимальное, но позволяющее выжить финансирование, не хочет утратить влияние на людей».

Новобранцы с пейсами

Действительно, долгие годы государство выделяло ортодоксам огромные средства, не имея возможности контролировать, куда они уходят. То, что не все студенты ешивы усердно сидят над религиозными текстами, давно уже не секрет для израильских обывателей. Например, религиозного юношу призывного возраста вполне можно встретить работающим в каком-нибудь магазине. Бывали случаи, что ешивы, к которым приписаны сотни людей, получивших отсрочку от армии, де факто не функционировали.
Несмотря на то, что иудаизм не отрицает войну и армию как структуру и признает важной такую задачу как защита Земли Израиля, раввины приводят против воинской службы тот аргумент, что для еврея Бог, а никак не государство, должен быть превыше всего. Небольшая часть ортодоксов считает, что само существование Израиля – не богоугодное дело. По их мнению, еврейское государство, уничтоженное 2 тысячи лет назад, может быть воссоздано только с приходом миссии, о появлении которого говорит иудейская традиция. Существует версия даже, что эта ультрарадикальная группа сотрудничает с врагами Израиля и прилагает усилия к его уничтожению.

Очевидно, что новобранцам с пейсами не будут рады армейские командиры. Дело в том, что иудаизм – религия строгая, крайне внимательная к деталям. Например, встав утром с постели нужно обуться с правой ноги, а шнурки сперва завязать на левой. Естественно, совместить такое с тяготами армейской жизни будет крайне непросто. В религиозных батальонах должно быть исключительно кошерное питание, возможность соблюдать шабат и праздники, девушек не может быть ни среди бойцов, ни среди обслуживающего персонала. Однако, религиозные батальоны, где добровольно служат некоторые ученики ешивы полностью соответствуют всем правилам.

Ешиботник Шая Вселюбский все же считает, что в нынешнем виде эти военные части не совсем подходят для религиозных молодых людей, так как состоят из тех ортодоксов, которые по каким-то причинам не смогли вписаться в жизнь общины. «Если бы батальоны полностью состояли из религиозных людей, для которых важно все то, что важно для тех, кто учится в ешиве, происходит из ортодоксальной среды, думаю, было бы больше ребят, желающих служить», — уверяет Шая.
Евгений Сатановский отмечает, что ортодоксы, ушедшие в армию добровольцами, служат крайне успешно. «Они показывают высокий уровень мотивации и подготовки. Они совершенно незаменимы в спецчастях, особенно в тех, где нужно разбираться в математике, компьютерах. Благодаря самой системе обучения в ешивах ортодоксы получают практически компьютерный мозг», — говорит политолог.

«Если бы я не пошел в армию, моя жизнь сегодня была бы совсем другой, — рассказывает Сергей Сысой, студент Открытого университета в Иерусалиме. — Я приехал в Израиль из Белоруссии и, находясь в ешиве, не мог хорошо выучить разговорный иврит. Заговорил я, только находясь в армии. Вообще, этот опыт очень помог мне социализироваться». Сегодня Сергей — светский молодой человек. Религиозные книги стоят на его полке слегка забытые, у него нет бороды и кипу он надевает исключительно на религиозные праздники. Отчасти, именно армия сделала его светским израильтянином. Однако многие сослуживцы Сергея продолжили религиозную традицию в своих семьях, овладев при этом профессией и став представителями израильского среднего класса. Бывшие ешиботники, прошедшие армейскую службу в религиозных батальонах, считают, что такой опыт необходим ортодоксам, но не очень-то верят, что закон не останется на бумаге и к Армии обороны Израиля примкнут служители армии Всевышнего.

Автор фотографий: Meir Azulay