Легендарное «Болеро» на сцене Тель-Авивской Оперы

Легендарное «Болеро» на сцене Тель-Авивской Оперы

Гастроли Bejart Ballet

Автор: 06.10.2016

На сцене Тель-Авивской Оперы отгремели гастроли легендарного «Болеро» в постановке Мориса Бежара, одного из крупнейших хореографов XX века. Сегодня его труппу возглавляет Гиль Романо, ученик и последователь, занявший место художественного руководителя труппы сразу после смерти Бежара. Балет, привезенный в этом году в Тель-Авив, состоял из четырех актов: Piaf, Bhakti III, Anima Blues и, собственно, Bolero.

С первых же аккордов песен Эдит Пиаф в первом акте Piaf танцоры погрузили зрителей в очень тонкую, искусную и пропитанную абсолютно французским шармом хореографию Мориса Бежара. Идеальные синхроны, виртуозные движения кистей рук, невесомые прыжки, настроение и атмосфера времени, передаваемые актёрской игрой – эта постановка, одна из первых постановок Бежара на песни Эдит Пиаф (1950-го года) осталась такой же пронзительной и актуальной, удивляющей и навсегда располагающей к себе зрителя.

Bhakti III — это уже совсем другой Бежар. Глубокий, таинственный, ищущий Бога, он рассказывает мистическую историю любви Шакти и Шивы, основанную на индуистском эпосе, в которой поклоняющийся идентифицирует себя с самим божеством. Поражает многогранность форм и движений, рождающихся в руках Мориса Бежара из классической балетной хореографии. В этом и следующем акте балета солирует Катерина Шалкина, одна из прим балета Бежара.

Третий акт – Anima Blues – сильно отличается от всех остальных. Это постановка Гиля Романо, сегодняшнего руководителя Балета Бежара, на которую его вдохновили труды швейцарского психиатра и эссеиста Карла Густава Юнга: «Каждый человек несет в себе женщину, и именно этот женский элемент я назвал Анима». Его музой стала всё та же Катерина Шалкина, во взрослой детскости которой хореограф увидел образ Одри Хепберн, которая и выступила в роли той самой Женщины.

И, наконец, Bolero. Легендарный, мощный, гипнотический акт. Мощнейший, изменяющий время и пространство 17-минутный танец Мориса Бежара, поставленный на музыку Мориса Равеля, в котором солирует Мелодия. При жизни только Морис Бежар лично давал разрешение кому-то из танцовщиков исполнять Мелодию в этом произведении. Эту роль исполняли Таня Бари, Сьюзен Фаррелл, Люба Добревиц, Анушка Бабкин, Анжела Альбрехт, Шона Миркь, а в 1978 году в ней дебютировала великая Майя Плисецкая. Сегодня в Bolero Бежара солирует 47-летняя испанская балерина Элизабет Рос, присоединившаяся к труппе еще в 1987 году, почти 20 лет назад.

Существует и мужская версия балета. В 1979 году её впервые станцевал Хорхе Донн, звезда труппы Мориса Бежара.

Премьера Bolero состоялась в 1961 году на сцене брюссельского театра Ла Монне, и с тех пор не утихают споры, обсуждения, мнения об этих 17-ти минутах, прочно вошедших в мировую историю танца. После увиденного хочется немедленно остаться наедине с собой и своими мыслями, со своим Ритмом и главной Мелодией. Несомненно, Тель-Авивская сцена надолго запомнит эти звуки.