Гости (Ha-Ushpizin, 2004)

Гости (Ha-Ushpizin, 2004)

“Что я без тебя? Ничто. Полчеловека” (цитата из к/ф)

Автор: 30.06.2013

Режиссер – Гиди Дар

В ролях – Шули Ранд, Михаль Бат-Шева Ранд, Шауль Мизрахи, Илан Ганани

Композитор – Ади Ран

Чтобы захотеть увидеть фильм прямо здесь и сейчас, достаточно посмотреть этот 4ех-минутный клип — отрывок из мюзикла “Ушпизин” с главными героями одноименного кинофильма. Сама песня — музыкальная тема — очень заразительная и сильная по энергетике.

ava

Израильская картина 2004 года, название которой обозначает «гости Суккота», является, по-видимому, одним из немногих опытов сотрудничества консервативной хасидской общины и светской киноиндустрии. Сценарист фильма и исполнитель главной роли, израильский актер Шули Ранд, действительно ведет ультраортодоксальный образ жизни и живет в иудейском религиозном квартале под Иерусалимом Меа Шеарим вместе со своей женой — по фильму и по жизни — Михаль Бат-Шева Ранд.. Казалось бы, религиозность поставила точку в его карьере. Однако, как ни парадоксально, именно она послужила своеобразным трамплином, сделав этого необычного человека еще более известным, и не только в Земле Обетованной, но и за ее пределами. Картина «Ушпизин» стала одним из самых успешных израильских фильмов 2005 года и снискала широкую любовь зрителей, как религиозных, так и светских. Шули Ранд удостоился национальной кинопремии «Офир» в номинации «лучший актер», а игра его жены, Михаль Бат-Шевы Ранд, впервые появившейся на экране, была отмечена похвалой критиков.

Сюжет фильма напоминает удивительные истории, которые рассказывают детям в особые, памятные дни. Моше и Мали Белланга, немолодая семейная пара, недавно обратившаяся к вере, готовится к “Празднику Кущей”. Моше слишком интеллигентен для того, чтобы заставить начальство выдавать ему зарплату вовремя, поэтому к 15 тишрея у него нет ни сукки, ни этрога (весьма дорогого, но необходимого для исполнения заповедей плода), ни даже еды на ужин. Но Моше не унывает. Он обращается к Б-гу с горячей молитвой – и с ним (да-да!) происходит чудо. Все его проблемы удивительным образом разрешаются. Впрочем, появляется одна маленькая новая: к Моше заявляется его знакомый из «прошлой жизни», сбежавший из тюрьмы со своим «корешем». Эти нежданные «ушпизин», как иронически называют их создатели фильма, принесут семье Белланга и всем окружающим целый ряд хлопот… Впрочем, как в настоящей комедии, все это закончится более чем благополучно и очень по-еврейски.

Фильм Гиди Дара – удивительная по своему оптимизму картина, заражающая верой в Б-жественное провидение даже далеких от иудаизма зрителей. Удивительно, собственно, то, что она совершенно не раздражает. В ней нет назидательности, давления, догматичности – только чистый взгляд, любовь к окружающим и то, что подкупает людские сердца больше всего – абсолютное смирение.

– Что вы? – говорит главный герой своим разбушевавшимся гостям. – Ничто. Нет Элиягу, Нет Йосефа, ничего нет. Есть только Всевышний.

– Ты слышал, Элиягу? – возмущается один из бывших заключенных. – Он сказал, что мы – ничто! Да кто ты такой?

– Как и вы – никто…

Хотелось бы пожелать отечественному кино, в последнее время так же, не без помощи «свыше», обратившемуся к религиозной тематике, брать пример с израильских коллег и поумерить пафоса и поучительности. Потому что в противном случае, даже если мы поверим в самые искренние намерения авторов (а такое, как ни странно, бывает), – получаются не фильмы, а агитки, подобные поделкам сталинского периода и всем другим поделкам любого тоталитарного режима.