«Районы-кварталы, бейт-авотов массивы – я ухожу, ухожу красиво…»

«Районы-кварталы, бейт-авотов массивы – я ухожу, ухожу красиво…»

Рецензия на фильм «Прощальная вечеринка» от Синеманьяка

Автор: 12.02.2021

Не думаю, что видел еще когда-либо в своей жизни фильм, который бы настолько точно соответствовал жанру трагикомедии. Даже, скорее, черной трагикомедии. Кучу раз на протяжении этой картины я смеялся с комом в горле – странное чувство. Но обо всем по порядку. Сегодня я хочу познакомить вас с «Прощальной вечеринкой«, она же «מיתה טובה».

Давайте сперва о создателях. Режиссеры и сценаристы фильма – Таль Гранит и Шарон Маймон. Причем, в большинстве случаев эти унисексовые имена дадут вам неправильную отсылку на пол их обладателей. Таль – выпускница киношколы Сэма Шпигеля, а Шарон – это сценарист короткометражки «Скин«, выигравшей «Оскар» 2 года назад. Эти двое не первый и, очень надеюсь, не в последний раз работали вместе над картиной, о которой мы поговорим сегодня. И, наверное, это круто, когда режиссеры и сценаристы – это одни и те же люди. Да, звучит не особо профессионально, но зато любые режиссерские импровизации органично адаптированы к сценарию, а поправки сценария внимательно прорабатываться режиссером на площадке.

Так о чем же фильм? Обитатель одного из иерусалимских домов престарелых неизлечимо болен и, в тяжёлых страданиях медленно умирая в больнице, хочет добровольно уйти из жизни. Чтобы помочь ему, друзья конструируют аппарат для эвтаназии. Когда слухи об аппарате распространяются, то появляются новые желающие воспользоваться им. Друзья оказываются перед сложной моральной и эмоциональной дилеммой…

Как, собственно, и зритель. Как, собственно, и Шарон, написавший сценарий, основанный на эпизоде из личной жизни его близких. Да, фильм поднимает очень важный моральный вопрос, обсуждаемый во всем мире. Причем, показывает не один, а сразу несколько случаев, разных и по-своему уникальных. Но все они происходят от той же моральной дилеммы: правильно ли это? Кто вправе решать? Сам пациент или его семья? А, может, и те, и другие? А что, если пациент уже не отдает отчет собственным действиям? А что, если он в вегетативном состоянии? А как регулировать такой вопрос в обществе, где одни – верующие, а другие – не особо?

Казалось бы, как можно еще и смеяться, обсуждая такие вопросы? Но им реально это удалось! Жизненные ситуации из фильма полны комичности, тонкой иронии и, пусть грустной, но все же улыбки. В этом смысле картина сделана очень остроумно. И, если уж показывать старость, то действительно не делать из этого то ли страшилку, то ли ванильно-розовое желе, а показать её честно, с разных сторон.

Что касается актеров, то, безусловно, главным событием стало появление на экране легендарного Зеева Реваха. Для непосвященных – это примерно как Никулин, Вицин или Моргунов в советском кино. Актер, ставший культовым при жизни, снявшийся за всю свою карьеру в примерно 4 десятках фильмов, а также выступивший во многих других проектах в роли сценариста или постановщика. Если вы смотрели культовые для израильского кинематографа «Хагига ба снукер» или «Чарли ва хеци«, то точно знаете, кто это. Я впервые видел Зеева в драматической роли и получил огромное удовольствие от его игры. Может, именно потому, что раньше видел его только играющим комедийных персонажей, этаких клоунов-кривляк вроде того же Хануки на фото ниже.

Из знакомых мне актеров отметилась Левана Финкельштейн, с которой я знаком по комедии «Размер имеет значение«. В целом, у актеров получился очень гармоничный и располагающий ансамбль.

Я почти уверен, что если вы посмотрите картину в кругу семьи или с друзьями, то после финальных титров последует обсуждение. Потому что поднимаемые этим фильмом вопросы касаются каждого. Никто из нас не вечен. И, как бы нам ни не хотелось думать о том, как именно нам придется уходить, однажды и мы задумаемся об этом. И хотелось бы задуматься об этом, находясь в здравом рассудке и при памяти, как мне кажется. Этот фильм даёт возможность аккуратно коснуться этой сложной темы, поскольку никакого неприятного послевкусия он не оставляет. По крайней мере, у меня не оставил.

«Прощальная вечеринка» – взрослая и очень качественная работа, которой её авторы определенно могут гордиться. В 2014-ом фильм был номинирован на 14 премий «Офир» и выиграл в 4 номинациях: «Лучшая мужская роль», «Лучшая операторская работа», «Лучший саундтрек», «Лучший грим», а Левана получила награду за лучшую женскую роль на Хайфском кинофестивале. Также картину отметили специальными наградами на фестивалях в Венеции и Торонто.

Для меня этот фильм вошел в десятку лучших израильских фильмов, поэтому горячо рекомендую и вам к просмотру.

Если хотите и дальше читать мои рецензии и быть в курсе новостей из мира кинематографа (как израильского, так и мирового), буду рад видеть вас в числе подписчиков моего Telegram-канала «Синеманьяк», он упростит вам задачу выбора фильма на вечер.