Еще 10 фильмов, которые познакомят вас с израильским кино – часть 1

Еще 10 фильмов, которые познакомят вас с израильским кино – часть 1

Авторская подборка Синеманьяка

Автор: 08.04.2021

Какое-то время назад мой весьма субъективный список из 10 фильмов для знакомства с израильским кино получил довольно широкое распространение (если еще не видели, с ним можно ознакомиться здесь – часть 1, часть 2). Но 10 фильмами такая широкая и классная тема, конечно, не ограничивается, поэтому пришло время рассказать об ЕЩЕ 10 фильмах, за которые кинематографу Израиля не будет стыдно, а посему они тоже отлично подойдут для знакомства.

Традиционно обращаю ваше внимание на то, что это не хит-парад, места расставлены произвольно. Если в этот список не попал какой-то хороший и любимый вами фильм, то это лишь потому, что я, возможно, его еще не видел. А, может, он попал в предыдущую подборку или попадет в следующую. А, может, и вообще не попадет, потому что мне не понравился – так тоже бывает.

Ну что, поехали?

ВИЗИТ ОРКЕСТРА (Израиль, 2007г.)

Спойлер к рецензии – не такое страшное явление, как спойлер к фильму. Так что вот вам: Я В ПОЛНЕЙШЕМ ВОСТОРГЕ! А теперь поподробнее…

Это одна из тех картин, которой, для того, чтоб заинтересовать вас, достаточно самой лишь завязки сюжета, одновременно комичной и трагичной. Но «Визит оркестра» не останавливается на этом и «добивает» зрителя практически по всем фронтам. Причем те, кто живет в Израиле, прочувствуют фильм намного сильнее, чем те, кто живут за его пределами, как мне кажется. Впрочем, это не помешало фильму отхватить 36 из своих 47 наград именно за пределами страны. Что тоже не столь удивительно: ну любит мировая богема тему арабо-израильских отношений. Прежде, чем продолжим, вкратце расскажу, о чем фильм.

Оркестр египетской полиции прибывает в Израиль для участия в мероприятии в честь открытия арабского культурного центра в Петах-Тикве. Из-за путаницы и отсутствия встречающих музыканты решают добираться до места выступления самостоятельно и по ошибке (а точнее из-за арабского акцента) попадают в пустынный городишко с похожим названием Бейт-Хатиква, где, по словам одной из обитательниц, нет «ни арабской культуры, ни израильской культуры — вообще никакой культуры». Поскольку обратный автобус в центр ожидается только на следующее утро, оркестрантам приходится заночевать в городке, где сердобольная владелица кафе Дина берёт на постой двух из них, а остальных определяет по домам постоянных посетителей кафе. Жителям и невольным гостям города предстоит интересная ночь…

Не знаю, как вам, а мне этого синопсиса вполне хватило, чтобы «заразиться» фильмом. И, как оказалось, он не просто оправдал, но и превысил мои ожидания. Эта картина – из тех, которым удаётся очень много сказать при кажущейся простоте и примитивности диалогов. Хотя, почему кажущейся? Диалоги действительно предельно просты, ведь большую часть фильма пытающиеся понять друг друга египтяне и израильтяне общаются на ломаном английском. Именно это, кстати, помешало картине пройти отбор на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». В картине много примитивного английского и чуть поменьше арабского и иврита.

В таких условиях немалая ответственность ложится на плечи актеров. И, хочу сказать, что они шикарно справились с задачей. Персонажи прописаны и отыграны так, что глаз не оторвать. Сассон Габай восхитительно исполнил роль офицера, стоически переносящего абсурдность ситуации и преданного своему делу, несмотря на внутреннюю драму. Приятным открытием стал дебютант фильма, палестинец Салех Бакри. Ныне покойная Ронит Алькабец выше всяких похвал справилась с ролью разочаровавшейся в жизни, но полной жизни и веры в любовь Дины. Даже второстепенный персонаж Симон почему-то очень в меня «попал». Актеры передали мне через экран гораздо больше эмоций, чем содержалось в их коротких диалогах. Я впитывал это с наслаждением, и мне очень хотелось, чтобы фильм не заканчивался.

«Визит оркестра» – это трагикомическая мелодрама, нередко встречающийся в израильском кино жанр. Зрителю может показаться, что режиссер подчеркивает различия между египтянами и израильтянами, трудности в понимании друг друга. Но я твердо убежден, что Эран Колирин показал именно наше сходство и очень похожие человеческие проблемы и переживания. Думаю, бабушка, памяти которой режиссер посвятил «Визит оркестра», гордилась бы им.

Фильм прошел по миру с таким успехом, что по итогу превратился в бродвейский мюзикл, и уже в качестве музыкальной постановки отхватил еще 3 награды от разных гильдий за «Лучший Мюзикл Года». Во время просмотра у меня частенько возникало ощущение, что я смотрю театральную постановку, без слишком частой смены декораций, так что фильм действительно просится на театральную сцену.

Теплая, местами грустная и пропитанная одиночеством, но очень жизнеутверждающая картина. Недаром Бейт-хаТиква переводится с иврита как «Дом надежды». И, кстати, в жизни и на карте такого поселка не существует. Фильм снимали в южном городе Йерухам. Очень, очень рекомендую к просмотру!

ПРОЩЕНИЕ (Израиль, 2019г.)

Дуэт Гая Амира и Ханана Савьона мне полюбился после фильма «Мактуб«, который и сегодня я могу отнести к категории любимых израильских фильмов. А, значит, и фильм «Прощение» нельзя было обойти стороной. Тем более, что вышеупомянутый дуэт не только исполнил в нем главные роли, но и срежиссировал картину.

Два друга идут на ограбление почтового отделения. Но сильной продуманностью они не отличаются, поэтому полиция приезжает весьма быстро. Одному удается бежать, второй уходит в тюрьму на 3 года. За это время Ниссан, который остался на свободе, находит свой путь в жизни и становится религиозным. Шауль выходит из тюрьмы как раз в те 10 дней между Рош-а-Шана (Новый Год) и Йом Кипуром (Судный День), когда особенно важно получить прощение от всех, кого ты так или иначе обидел. Но 3 года – это вам не пшик какой-то. Получить прощение будет непросто.

Фильм по описанию похож на драму, но это всё же комедия. По крайней мере, те ситуации, в которые попадают два недотепы, вызывают улыбку. Фильм очень легко смотрится, при этом касается такой важной в Израиле темы, как диалог между светским и религиозным населением. Ну, как касается… Просто демонстрирует, что это возможно. Например, когда религиозная женщина приходит на маникюр к светской маникюрщице, и они обсуждают одни и те же проблемы, жалуясь на своих мужей.

Кстати, об исполнительнице роли религиозной женщины. Я несколько раз ловил себя на мысли, что откуда-то знаю эту красивую женщину. И-таки знаю! В этом фильме сыграла первую свою серьезную роль в кино израильская звезда музыки и телевидения Шири Маймон.

Красной лентой через весь фильм также проходит тема жизни под обстрелами. Судя по всему, сценарий писался вскоре после лета 2014, когда все мы укладывались спать в пижамках понаряднее, если вдруг придется коротать ночь с соседями на лестничной клетке или в бомбоубежище. Эти «забавные» моменты и отображены в фильме, да и, в целом, «ракетная» тема вполне органично вплетена в сценарий.

Фильм добрый и простой, с отличным сценарием, поэтому очень приглянулся израильской публике. За 3 первые недели проката фильм в кинотеатрах посмотрели 200 тысяч человек, что является отличным показателем для израильского кино. Гай Амир и Ханан Савьон даже разместили в своих Instagram-аккаунтах пост о том, как лично пришли в кинозал поприветствовать 200-тысячного зрителя. Вот такие славные и добрые ребята, любимцы израильской публики.

ПОЛТОРА ЧАРЛИ (Израиль, 1974г.)

Абсолютно культовый израильский фильм, эдакий must watch, примерно как «Бриллиантовая рука» для нас. Классическая «комедия исраелит», снятая легендарным Боазом Дэвидсоном, с не менее легендарными Йегудой Барканом и Зеевом Ревахом в главных ролях. Баркан, к сожалению, скончался от коронавируса в конце октября прошлого года.

Чарли – жулик из бедного квартала. Его образ жизни: мелкие делишки, жульничество и обман. Маленький хулиган по имени Мико – лучший друг Чарли. Они всегда вместе, не разлей вода. Вместе они противостоят очень колоритному Сасону. Зачастую в процессе единоборства Чарли и его половинка попадают в смешные и не очень смешные переделки. Все бы хорошо, но судьба преподносит друзьям испытание на верность. Чарли влюбляется в дочь миллионера, прекрасную блондинку Гилу. У Гилы тоже не все так просто в жизни…

Помимо классического комедийного сюжета, фильм развлекает еще и тем, что отлично показывает взаимное проникновение и столкновение двух очень разных менталитетов – ашкеназского (европейские евреи) и перско-ближневосточного (евреи из Ирака). Фильм снят очень простым языком и для простого народа: богачи выглядят нелепо, бедняки сразу располагают к себе и юморят. Речь в фильме простая, поэтому фильм легко смотрится даже при среднем уровне владения ивритом.

Из интересных фактов могу рассказать, что съемочный процесс картины разделился на две части – до момента с карточными играми на улице и после, поскольку в процессе съемок началась Война Судного Дня, и все без исключения мужчины со съемочной площадки были призваны на фронт. Повоевали, победили, вернулись и продолжили снимать.

Фильм имел оглушительный успех. Всего было продано около 700 тысяч билетов в кино, и это в стране, в которой на тот момент проживало менее 4 миллионов человек! Но, справедливости ради, надо отметить, что и бюджет фильма составил около 800 тысяч лир – весьма немаленькую в сегодняшнем эквиваленте сумму.

РАДУЙТЕСЬ (Израиль, 2005г. )

Перед нами очередной «срез» жизни обычной израильской семьи. Очень хороший, на мой взгляд. Ну, или же просто именно ему удалось зацепить какие-то струнки внутри меня.

Думаю, это один из лучших фильмов о прощении, которые я видел. Даже не только о прощении, а о том, какое разрушительное влияние может оказывать на людей старая невыговоренная обида. А значит, фильм не только о прощении, но и о важности общения. Не того общения, что на вечеринках или в барах с друзьями, а общения – зачастую самого сложного – откровенного с близкими людьми.

Согласитесь, порой оказывается очень сложно сказать любимым людям: «Ты сделал/а мне больно», «Я боюсь», «Я не знаю, что делать». Неумение проговорить такие важные вещи выливается в нервозность, ссоры, необдуманные поступки. И, если такая обида укореняется и «затвердевает» со временем, мы будем наблюдать её отголоски даже в следующих поколениях.

Но давайте о фильме. Главная героиня – Симха Левин. Девушка работает в магазине, живет одна в старенькой квартирке возле автостанции Тель-Авива. Она приходит на кастинг, и неожиданно получает возможность стать героиней телевизионного реалити-шоу, в рамках которого сможет организовать вечеринку-сюрприз по случаю годовщины свадьбы родителей. Есть лишь одна загвоздка: все друзья её родителей отвернулись от них, и не общаются уже 22 года, поэтому на вечеринку, похоже, никто не придёт… Или ещё не поздно все исправить?

Повторяя цитату из фильма, скажу: медицина давно и старательно старается вылечить проблемы с памятью, но никто почему-то не осознаёт проблему «избыточной памяти»…

Отличный фильм, прямо «попал в меня». Помимо вышеописанного, ещё и отражает отношения на самых разных их стадиях. И актерская игра мне очень понравилась. Уже традиционно жму руку израильским сценаристам.

Знаете, что я вам посоветую? Если в ближайшее время не найдёте на него время, то прямо после прочтения рецензии создайте в телефоне напоминалку и посмотрите этот фильм перед следующим Йом Кипуром, 15 сентября 2021. Думаю, именно тогда он будет наиболее уместен.

Кстати, впервые мне не удалось найти ВООБЩЕ никакого трейлера, ни на одном из языков.

ШНУРКИ (Израиль, 2018г.)

Помните шпионские чемоданы с «двойным дном»? Название этого фильма – это тоже «двойное дно». Это и шнурки, поскольку умение их завязывать оказывается очень важным в этом фильме. Но это также и о «связанных» судьбой и кровными узами людях. Можно уйти еще глубже в тонкости игры слов и перевода и найти какой-нибудь третий смысл, о том, что люди с ограниченными возможностями словно «связаны» по рукам и ногам невидимыми узами.

Джейкоб Гольдвассер выпустил «Шнурки» после 13-летнего перерыва (после «Безбожницы» от него ничего не было слышно). И вот, перед нами отличная социальная драма, которая рассказывает историю сложных отношений между стареющим отцом и его сыном с особыми потребностями, которого он бросил, когда тот был маленьким мальчиком. Согласно сюжету «Шнурков» почки Рубена отказывают, и его сын Гади хочет пожертвовать одну из своих собственных почек, чтобы спасти жизнь своего отца.

Но возможно ли получить разрешение на такую операцию, если Габи считается человеком с ограниченными возможности, а значит такое решение должен принимать именно его единственный опекун, то есть тот самый умирающий отец!?

Нево Кимчи, актер, исполнивший главную роль, какое-то время прожил в хостеле для людей с особыми потребностями, чтобы научиться их повадкам, манере двигаться и говорить. И, мне кажется, он проделал отличную и очень важную работу. Я был даже удивлен, что награду израильской киноакадемии получил не он, а Довале Гликман за роль отца. Нет, отец тоже отлично справился с ролью, но все же главная актерская работа в фильме была у Нево, как мне кажется.

После этого фильма моя девушка попросила оформить ей карту донора «Ади». У меня такая есть уже около 6 лет. Если не знаете что это, жмите на гиперссылку, почитайте, это бесплатно. Буду рад, если решите присоединиться.

А фильм хороший, однозначно, смотрите.

Продолжение следует.