«Жена Лота» в галерее Alon Segev

«Жена Лота» в галерее Alon Segev

Обзор персональной выставки Сигалит Ландау, на которой впервые выставлена её коллекция предметов, покрытых кристаллами Мертвого Моря

Автор: 20.12.2018

В конце ноября в Тель-Авивской галерее ALON SEGEV Gallery открылась персональная выставка израильской художницы Сигалит Ландау под названием «Жена Лота». Это первая в Израиле персональная выставка Ландау, на которой отдельно показана созданная ею серия бытовых предметов, покрытых соляными кристаллами Мертвого моря.

Сигалит Ландау – не только одна из самых знаменитых женщин-художниц в израильском искусстве, её называют одной из самых заметных женщин в искусстве XXI века. Работы Сигалит входят в коллекции ведущих музеев современного искусства, в числе которых парижский Центр Помпиду, где её видео и инсталляции были представлены на выставке «Женщины в искусстве» (2010), наряду с работами таких художниц, как Марина Абрамович и Луиз Буржуа, а также нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА), где в 2008 году прошла персональная выставка Ландау. В 2011 году Сигалит во второй раз представила Израиль на Венецианской Биеннале, где её выставка «One Man’s Floor is another Man’s Feelings» стала одним из самых популярных проектов.

На протяжении всей своей карьеры Сигалит погружает обычные вещи (платье, обувь, велосипед, скрипка, флаг и так далее) в соленые воды Мертвого моря, где они со временем покрываются толстым слоем белых соляных кристаллов. Все стадии процесса тщательно документируются на фото и видео. В итоге бытовой предмет превращается в изящную белоснежную скульптуру, которая из морских вод попадает в стены галереи.

Мёртвое море, его солёные воды, древняя история и целительная сила имеют особое значение в творчестве Сигалит. Для неё соль Мертвого моря – это символ родной земли, завета между Богом и людьми, символ очищения и духовности. Мёртвое море через боль лечит раны, кроме того, именно с Мёртвым морем тесно связана жизнь самой художницы – здесь она часто бывала в детстве, и именно здесь уже 15 лет создает свои необычные соляные скульптуры, видео и инсталляции. Ландау верит, что Мёртвое море не только дарует помещенным в его воды предметам новый внешний облик, но и вдыхает в них новую жизнь, меняя их внутреннее содержание. Предметы, которые Сигалит выбирает для своих соляных экспериментов, либо интересуют её с точки зрения формы и текстуры, либо несут в себе определенные ассоциации с личными воспоминаниями художницы, а также с рассказами её родителей, переживших Холокост.

На выставке в галерее ALON SEGEV можно увидеть белоснежную виолончель, скрипку, фату, рыбацкую сеть, мощные мужские ботинки, а также целый стенд с женской обувью разных фасонов с каблуками самой разной высоты. Для справки, пара таких туфелек стоит от 16.000 до 19.000 евро.

Название выставки «Жена Лота» отсылает нас к библейской истории про племянника Авраама Лота, которому ангелы приказали немедленно покинуть нечестивый город Содом, где он жил со своей семьей, поскольку город должен был быть разрушен за грехи его обитателей. Лоту, его жене и двум дочерям было велено бежать из города, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь. В пути жена Лота, вопреки ангельскому наказу, оглянулась назад на разрушаемые небесным огнем города Содом и Гоморру, за что превратилась в соляной столп. Примечательно, что библейские города Содом и Гоморра находились именно в районе Мертвого моря.

Для Сигалит жена Лота – это трагический персонаж, не заслуживший обрушившегося на нее наказания. Почему она обернулась? Был ли это последний взгляд на горящий город, в котором остались другие её замужние дочери? Был ли это протест против мужа или против самого Бога? После трагедии Холокоста разрушенные Содом и Гоморра ассоциируются у художницы с катастрофой европейского еврейства. Красота белоснежных кристаллических скульптур не должна ввести зрителя в заблуждение – за ней скрыто множество смыслов: страшные тайны прошлого, ушедшая в небытие культура, изменчивость людских воспоминаний. Кроме того, это крик Сигалит против экологической катастрофы, которая в наши дни происходит в районе Мертвого Моря, уровень которого падает в среднем на 1 метр в год. А стенд с женскими туфлями напоминает недавнюю акцию на площади Габима – множество туфель красного цвета разных фасонов и размеров, выставленных на площади в знак протеста против насилия в отношении женщин.

Каждый зритель волен искать близкий ему смысл, а можно просто наслаждаться красотой и лаконичностью работ Сигалит.

Недавно у художницы вышла книга «Соленые Годы» (Salt Years), в которой можно увидеть редкие фотографии «изнанки» её рабочего процесса, и где она делится личными историями и воспоминаниями, связанными с Мёртвым морем.

Выставка «Жена Лота» продлится до 25 января 2019.

Адрес галереи: Ha-Mano’a St 7, Tel Aviv-Yafo

Фотографии: Константин Ханис