«Я позволяю самой себе удивляться, экспериментировать и рисковать»

«Я позволяю самой себе удивляться, экспериментировать и рисковать»

Интервью с художницей Катей Фризалис

Автор: 24.01.2021

Мне давно хотелось пообщаться с художницей Катей Фризалис, за творчеством которой я с удовольствием и, надо сказать, без особых усилий слежу. С удовольствием, потому что мне нравятся ее работы, а без особых усилий, потому что Катины работы легко узнаваемы, и, хотя она не так давно живет в Тель-Авиве (а, по ее словам, уже давно), я постоянно встречаю их в любимом городе – то в дизайнерском магазинчике или любимом кафе, то на анонсах выставок, то на стенах. А недавно работы Кати встретились мне в каталоге Fresh Paint – крупнейшей израильской арт-ярмарки современного искусства. И вот, наконец, мы встретились. Правда, как это теперь стало принято, в онлайне.

– Катя, привет, мы с тобой знакомы уже сколько-то лет, и для меня твои картины, из всего обилия абстрактных работ других художников, всегда были узнаваемыми и особенными, при этом я хорошо помню момент, когда мы позвали тебя принять участие в нашей выставке доступного искусства от проекта #eclectictlv, а ты отказалась из-за ценового ограничения в 500 шекелей. Поэтому давай начнем сразу с банального и актуального, сколько сейчас стоят твои работы?

– Я не отказывалась участвовать в выставке. Работы, которые я прислала, были оформлены и подходили под ценовую категорию «до 500 шекелей», это были лимитированные принты 55х55 см, но куратору тогда понравились большие холсты и другие рисунки из моего инстаграма. Холсты и правда были слишком дорогими для формата выставки, а другие рисунки не были оформлены.

Мои работы сейчас стоят от 100 до 10 000 шекелей. Стены – больше.

– Из чего “складываются” твои картины? О чем они?

– Это микс из моих впечатлений, свобода сочетаний, вне стилей. Это мои искренность, смелость, спонтанность. Сам процесс создания картины – это всегда сюрприз, поиск, доверие, интуиция. Я позволяю самой себе удивляться, пробовать новое, экспериментировать, рисковать. Конечно, у меня есть свои принципы, свой творческий отбор, но это все не довлеет, не диктует, не ограничивает, а, скорее, позволяет отсечь лишнее. Это полностью интуитивный процесс. Я не выдумываю каких-либо концепций, строгих правил, четких ограничений и предписаний – о чем мне думать, что чувствовать о картине. Я ценю в творчестве индивидуальное видение, то, как человек видит мир, и как он неосознанно выбирает, что в нем видеть, а что оставить за пределами внимания. Эта селективность видения очень индивидуальна и уникальна. Через своё творчество я транслирую свой тип этой селективности, но самое интересное, это как зритель взаимодействует с этим, как он дополняет и изменяет восприятие картины, благодаря своему взгляду, своему опыту, своему прочтению.

Вместе со своим личным видением зритель привносит в работу что-то, чего в ней не было до этого, дополняет её своими ощущениями и мыслями, взаимодействует с ней. Это очень интересный момент – как наблюдатель в квантовой физике, зритель тоже влияет на картину и её содержание.

– Теория хаоса свидетельствует о том, что любой хаос – это и есть порядок, и в твоих работах, казалось бы, совершенно хаотичных, чувствуется и база, и осознанность, и мастерство, то, что отличает абстрактные и, казалось бы, простые по элементам работы от “я тоже так могу нарисовать”. Где начало твоей истории как художника – в семье, в детстве, в полученном художественном образовании?

– Начало, конечно, в детстве. Я родилась в семье художников, и творчество всегда было основой моей жизни, чем-то, что занимает большую часть дня, чем-то естественным и органичным. Сначала я закончила художественную школу, позже отучилась на художественном факультете ВГИКа на отделении Художник Анимационного Фильма. Так как я прошла всю классическую школу художественного образования, то, конечно, умею рисовать, и заниматься абстракцией решила осознанно, а не потому, что странные формы рисовать проще.

– Как давно ты переехала в Израиль, и как здесь заново начался твой путь как художника?

– В Израиле я уже давно (с 2013 года), и мое решение начать пробовать себя в абстракции как раз произошло здесь, после переезда и после долгих творческих поисков. Перемены пошли на пользу, растормошили воображение, дали новую среду и энергию для исследования. Был период экспериментов, и постепенно я стала нащупывать свой путь, по которому продолжаю идти и сейчас.

– Расскажи о самых интересных проектах, в которых тебе удалось поучаствовать в Израиле. Тебя находили сами, или ты проявляла инициативу?

– Было много интересных проектов, по большей части с рисованием на стенах, например, проект с MINDSPACE, Facebook, Rooms, другие проекты в офисах. Интересно оживлять офисные рабочие пространства, здорово, что люди в Израиле, кто обращался ко мне, были не прочь рискнуть и сделать в своём пространстве что-то необычное. Я никогда не проявляла инициативу. Наверное, единственной моей инициативой было делать то, что нравится самой – нелегально на улице, на холстах и бумаге в мастерской. А потом уже люди видели это и сами находили меня. Такой процесс коммуникации приводит ко мне только тех людей, кто со мной на одной волне.

– У тебя есть любимые израильские художники? Коллеги, друзья или те, чье творчество тебя вдохновляет?

– Меня вдохновляют все люди, занимающиеся творчеством, это само по себе уже здорово и интересно. Перечислять всех будет долго, вдруг забуду кого-то, проще посмотреть в моих подписках в инстаграме.

– Какие коррективы внесла в твою жизнь и творчество пандемия?

– Я поняла, что мир гораздо более странный, чем я предполагала. Это как у Линча: «совы не те, чем кажутся». А вообще, было много всего, например, Арт-Ярмарка «Цева Тари» («Свежая краска»). В этом году я участвовала в ее дигитальной онлайн версии, и это был новый интересный опыт. Какие-то планы отменились, на место их пришло свободное время, чтобы пробовать новое, задавать себе вопросы, выстраивать лучший диалог с собой. Когда образуется такой временной вакуум, то появляется возможность остановиться и пересмотреть некоторые вещи, цели, ценности – и всё это, конечно, влияет на творчество.

– Не хочу спрашивать про планы, этот год научил нас не планировать, но в завершении нашего разговора хочется узнать, над чем ты работаешь сейчас, что тебя цепляет, интересует, окружает, и, наконец, в чем радость каждого дня?

– Никаких планов. Сейчас есть время для наблюдения за тем, что внутри и снаружи. Внутри копится множество идей, что-то я уже делаю, какую-то часть из них пока только созерцаю. Вообще вдохновение можно найти во всём. Природа – это сокровищница идей, текстур, форм. Стоит только задуматься – ведь каждый листик на дереве имеет свою особенную форму! Текстура коры дерева, поверхности воды, камней… Я стараюсь смотреть на все объекты в повседневной жизни как на артефакты, как если бы я была инопланетянином и только что приземлилась. Гигантские странные мочалки в магазинчике на углу, дорожные знаки, изрисованные заборы, фрукты, звуки дождя, волны, обрывки афиш, множество пальм и растений, спонтанные сочетания цветов, облака, кто-то странно хихикает в соседнем доме, утром прилетают павлины и ходят по балкону, в соседнем парке растут деревья с непонятными плодами…