Новый выставочный сезон весна-лето 2014

Новый выставочный сезон весна-лето 2014

Новые выставки в Тель-Авивском музее изобразительных искусств не столь очевидны, как казалось бы, хотя их выбор этой весной довольно широк.

Автор: 09.03.2014

Новые выставки в Тель-Авивском музее изобразительных искусств не столь очевидны, как казалось бы, хотя их выбор этой весной довольно широк. Например, человек неподготовленный или и вовсе турист самую первую инсталляцию легко сможет принять за оригинальную деталь интерьера.

Проект «Lusitana» португальской художницы Джоаны Васконселос располагается прямо на входе и являет собой цветастого осьминога, пронзающего здание музея на несколько этажей, который в буквальном смысле запускает свои щупальца в другие залы. При ближайшем рассмотрении 27-метровый представитель головоногих больше похож на причудливое лоскутное одеяло, которое так любили мастерить наши бабушки из остатков чего бы то ни было. В общем-то, эта ассоциация недалеко ушла от реальности. Инсталляция Джоаны сочетает в себе различные текстильные материалы, как сделанные вручную, так и простые – заводского производства. Однако в отличие от наших бабушек, чьи арт-проекты делались просто из любви к внукам и тотального дефицита советских лет, знаменитая художница тем самым разрушает границы укоренившейся культурной дихотомии, например, традиционное/современное, приватное/публичное или женское/мужское. Полюбоваться на привычное, но переосмысленное можно до 26 апреля.

Сразу за поворотом любознательный посетитель обнаружит мечту своего детства – надувной батут, который на поверку окажется архитектурной инсталляцией Алекса Шведера «От стены до стены, от пола до потолка». Суровые смотрительницы на входе заставят надеть бахилы, надпись на стене предупредит об опасности и только потом можно приступать к осмотру. К сожалению, полностью окунуться в детство не получится, хотя, если надувные предметы по-прежнему вызывают в вас бурю восторга, посетить инсталляцию стоит обязательно. Нужно предупредить: Алекс Шведер честно предупреждает, что его работа – это slow motion, поэтому нетерпеливые скорее всего увидят только странно-мохнатые формы в черно-бело-серой гамме. Но если немного подождать и побродить внутри можно увидеть, когда включатся насосы и созерцаемая конструкция начнет медленно принимать другие очертания и то, что раньше было полом поднимется до потолка. Особенно остро такие изменения воспринимаются когда ты внутри и, конечно, именно от этого предостерегают организаторы. Познать архитектурный взгляд Алекса Шведера можно до 26 июля.

А этажом выше располагается выставка Марсель ван Эдена «Dizengoff’s Commission». Голландский художник уже отметился своими работами про необычную жизнь Карла Маккея Вигланда на четвертой Берлинской биеннале. Но специально для Израиля Марсель ван Эден подготовил вымышленную историю об основании Тель-Авивского музея, главным героем которой является шпион-археолог Освальд Зольманн. На черных как смоль стенах висят небольшие черно-белые рисунки, очень похожие на прародителей комиксов. История плавно перетекает с картины на картину, изменяя черно-белой гамме только в момент взрыва. Единственное, что стоит учесть посетителям – перед тем, как приступить к просмотру экспозиции, лучше сначала почитать предысторию. Впрочем, организаторы заботливо поставили прямо в зале скамейки и положили соответствующие книги. Новый проект Марселя ван Эдена будет доступен до 21 июня.

В основном здании сейчас проходит первая в Израиле выставка Густава Метцгера – художника родом из семьи польских евреев. Метцгер родился в 1926 году и пережил все ужасы Второй мировой войны, что стало основополагающим мотивом всего его творчества, которое обращено к вопросу, как искусство вообще может существовать после подобных событий. В 1959 году художник опубликовал Декларацию саморазрушающегося искусства и до конца своей жизни остался верен этой идее. В Тель-Авивский музей изобразительного искусства приехали поздние работы Метцгера – из серии «Исторические фотографии» и «Эйхманн и ангел». Например, ценители творчества художника оценят его знаменитую инсталляцию из фотографии, которая запечатлела ликвидацию Варшавского гетто, и пеноблоков или фото бегущий вьетнамских детей с бамбуковым заграждением. Приобщиться к работам Метцгера можно до 7 июня.

Ну и, конечно, гвоздем весенней выставочной программы Тель-Авивского музея изобразительного искусства стал Энди Уорхолл и его рисунки игрушек, выполненные в фирменном стиле короля поп-арта. Красная обезьянка, которая красуется на всех афишах, встречает посетителей прямо на входе. Ценители также найдут на стенах самолет, панду с барабаном, щенка и другие работы из серии. Но помимо самого Уорхола (который, кстати, стал гвоздем сезона и Московского еврейского музея и центра толерантности только с серией про знаменитых евреев) пространство зала наполнено множеством других предметов, ориентированных в основном на детей. Хотя, если не бояться показаться смешным, и взрослые найдут, чем себя порадовать. Основной упор делается, конечно, на рисование. Все выставочное пространство – это по сути продолжение уорхолловской манеры играть с цветами. Можно нарисовать неизмеримое количество комбинаций представленных работ или обыграть его незабываемую Мэрилин Монро, чей контур имеется на печатях – полный простор для творчества. Организаторы не смогли обойти своим вниманием и прославившиеся на весь мир банки томатного супа – под них стилизованы мусорные бачки. В общем, хотя преподносится, что выставка ориентирована на детей, не верьте. Человек, не знакомый с антологией творчества Уорхолла не поймет и десятой доли иронии, которую организаторы вложили в экспозицию. Кстати, момент отъезда картин игрушек из Тель-Авива до сих пор неизвестен. Дата остается открытой, так что можно все еще успеть.

Вход в музей: 50 шекелей

Часы работы: пн, вт – с 10:00 до 18:00; ср, чт – с 10:00 до 21:00; сб – с 10:00 до 18:00; вс – выходной.

Адрес: 27 Shaul Hamelech Blvd.