Судный день Тель-Авива

Судный день Тель-Авива

Йом Кипур: Босиком по мостовой

Автор: 13.09.2013

Йом Кипур — или Судный день — главный пост в году по еврейскому календарю. Даже в “беспутном” Тель-Авиве, в котором все клубы и рестораны забиты битком по пятницам и субботам (т.е. во время шабата, когда, по сути, нельзя включать музыку, пользоваться транспортом, фотографироваться — в общем, совершать любую “работу”), этот день блюдут строго. Все магазины закрыты, ни единый автомобиль не проезжает по улицам города (кроме редких машин Скорой Помощи, подбирающих пострадавших от серьёзного обезвоживания).

Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и интимная близость. И если перетерпеть без интимной близости один день всё-таки не представляется серьёзной проблемой, то полный отказ от еды и воды — это вам не шутки. Главное помнить, что иудаизм всячески противится соблюдению религиозных законов, угрожающих здоровью (а в 2013-м году в день Йом Кипура ожидается 32-35 градусов тепла в тени), поэтому на детей, пожилых людей и тех, кто страдает от самых разных заболеваний этот запрет не распространяется. Если почувствуете себя плохо, сделайте глоток воды, чтобы не загреметь в вышеупомянутую машину Скорой Помощи. И всё же бОльшая часть населения честно не ест и не пьёт, и идёт молиться в синагогу.

Не только в иудаизме и не только в Тель-Авиве есть такая своеобразная “мода”: ничего не соблюдать весь год, но серьёзно поститься в Судный день или просить у всех прощения. Утром и днем перед заходом Йом Кипура (а в Израиле, как известно, день начинается с вечера), новостные ленты социальных сетей пестреют всеми вариациями “прошупрощений”. А уж того, кто решит все же прокатиться по городу на своем личном транспорте, если и не закидают камнями, то изничтожат укоризненными взглядами. Это, кстати, удивительно и здорово, когда можно вот так, в центре мегаполиса, пройтись пешком или прокатиться на велосипеде по абсолютно пустым центральным улицам, проспектам и даже автомагистралям — например, против направления движения. Этим все тель-авивцы и гости города — кроме тех, кто весь день честно проспал, прочитал книг за месяц вперед или пошёл в синагогу — и занимаются. Кстати, если вы не планируете поститься, убедитесь, что в холодильнике достаточно продуктов (как минимум, для ваших детей), потому что целые сутки во всем Израиле и даже Тель-Авиве будут закрыты все магазины, включая AM:PM (сеть продуктовых супермаркетов 24/7 — своеобразный символ того, что Тель-Авив никогда не спит).

Для меня смысл и главная идея этого дня заключаются в том, чтобы честно признаться себе в плохом, наметить, что посильно изменить и потом обязательно сделать это. А если хочется перед кем-то извиниться или совершить добрый поступок, не стоит ждать Йом Кипура.

В свой прошлый Йом Кипур я не смогла полностью соблюсти пост и, к тому же схватилась за фотоаппарат, но в общем и целом в этом году всё сложилось очень успешно.

Любопытно еще, что моя “алия” (она же репатриация, а дословно “восхождение”, в Израиль) случилась ровно накануне Йом Кипура — поэтому в Судный день я заодно подытоживаю каждый новый прошедший год на Земле Обетованной.

Постскриптум. Если у вас возник вопрос: “А с кожаной обувью-то что? Почему нельзя ее носить?”, поясню.

Ангелов называют одноногими, потому что у них нет свободы выбора. Они делают только то, что им поручено. Следовательно, они обречены на добрые дела. Человек – двуногий, он может двигаться и переходить от плохого к хорошему. А кожаная обувь – символ движения. Снимая её на время Йом-Кипура, мы как будто говорим Всевышнему: «Вот, посмотри – мы не пьём, не едим, мы босиком, мы же почти как ангелы, за что же нас судить!?»