Sense Writing от Маделен Кент

Sense Writing от Маделен Кент

Необычные курсы для писателей в Тель-Авиве и Иерусалиме

Автор: 09.02.2016

Я пять лет живу в Израиле, и до сих пор не перестаю удивляться, сколько интересных мероприятий происходит здесь каждый день. Это при том, что я из Санкт-Петербурга, где культурная жизнь не стоит на месте. Но здесь выбор богатый и разнообразный, только не все любопытные мероприятия лежат на поверхности. Вот есть курсы фрирайтинга – не такая уж невидаль. А если писать лежа? А если писать и заниматься йогой одновременно? Бывает и такое, вопрос – зачем.

Когда я уезжала в Израиль, то безмерно радовалась теплому климату, а также местной свободе и безбашенности, и гордо заявляла, что буду ходить исключительно в длинных цветастых юбках и сандалиях. По факту приезда мне почему-то захотелось одеваться гламурно, в разы гламурнее, чем в родном Питере. В результате, у меня ушло несколько лет на то, чтобы воистину проникнуться духом свободы, и в один прекрасный день обнаружить себя на полу, ворочающей голову то вправо, то влево. 

«Медленно переведите взгляд на любой крупный объект над вами и сфокусируйтесь. Закройте глаза и мысленно представляйте этот объект. Что-то изменилось?» — спрашивает преподавательница. Да-да, это курс для писателей, начинающих и опытных, где все мы учились одному – расслабиться и писать. 

Метод Фельденкрайза – у каждого свой

То, что практикует Маделен Кент, одна из преподавателей писательского мастерства в Нью-Йоркском Университете, называется метод Фельденкрайза (автор – Моше Фельденкрайз, прим.). Это такая несложная физкультура, отдаленно напоминающая йогу для начинающих.

«Я уехала из Нью Йорка в Тель-Авив изучать метод Фельденкрайза. Как преподавательница, писательница и режиссер, я всегда включала физические элементы в процесс работы, но мне хотелось изучить этот аспект глубже и найти баланс в творческом процессе», — рассказывает Маделен. «Когда я сама начала практиковать, я наблюдала, как люди учатся освобождаться от внутренних оков и начинают вести чистый и честный внутренний диалог, как дети. Мне кажется, подобный внутренний контакт необходимым для писателя. Системы упражнений по методу Фельденкрайза очень органично вписываются в творческий процесс и помогают не только разобраться в себе, но и получить удовольствие от писательского труда».

Идея заключается в том, что в процессе простых движений происходит осознание себя, а осознав, уж любой писатель в состоянии точно передать образ или идею, над которой работает. По факту физическая часть, и, уж тем более творческая, давались нелегко. У многих физическая практика вызывала непонимание и ступор. Тем не менее, все пробовали и у всех в итоге что-то получилось. Путь каждого оказался уникальным, ибо на этом курсе нет оценок «правильно-неправильно». Каждый участник вышел с новым понимаем себя. Например, кто-то твердо решил, что лежание на матах никак не повышает писательское мастерство, а кто-то, наоборот, открыл для себя лежание и медитацию, и теперь без этого никуда. 

Лежать, чтобы писать

Писать легко, с ясной головой и то, что действительно чувствуешь. Не зря ведь говорят, что круче, чем в жизни, не придумаешь, и никогда не надо писать о том, чего не знаешь или не испытал сам. В эти правила и верит Маделен Кент.

Честное слово, столько, сколько я писала на этом курсе, я не писала никогда — ни в Унивеситете на журфаке, ни в редакции «Фонтанки», ни в собственном дневнике. Здесь, сидя на корточках, лежа на животе и не знамо в какой еще позиции, я писала так, что средний палец был стерт, несмотря на то, что у меня на этом месте итак имеется профессиональная мозоль, наработанная годами.

Занятие начиналось с легкой медитации, например, надо было как следует прочувствовать поверхность пола голой поверхностью ступней, с закрытыми глазами в положении сидя наклонять голову вправо и влево и пробовать ощутить, с какой стороны расстояние до плеча больше. Кажется, легко и ерунда? Попробуйте! Окажется, что чего там только нет между вашим ухом и плечом.

После медитации все дружно писали по принципу «я слышу», «я вижу», «я чувствую», «я слышу запах». Потом прибавляется «я пробую на вкус», «я помню» и так далее. Тема, например, сегодняшнее утро. После работы в небольших группах все окунались во фрирайтинг и писали снова про утро, но уже без правил – кто во что горазд. Потом делились по группам, кому как больше понравилось писать и почему. И тут наступал самый интересный момент — все ложились на маты и закрывали глаза.

Я до сих пор не могу без улыбки вспоминать того парня из Иерусалима, сценариста и режиссера, который приезжал на эти занятия издалека, а дома у него еще был младенец, который явно не радовал родителей спокойными ночами. Этот парень с нетерпением ждал части с матами — он сладко заваливался и засыпал хоть на несколько минут. Да и в целом, если сейчас, по прошествии времени, окинуть нашу группу оценивающим взглядом, можно, пожалуй, сделать вывод, что писатели в целом непрочь прилечь и вздремнуть. Тем не менее, это лежание каждому что-то дало: кому-то простой отдых, а кому-то и совершенно новую перспективу. Ведь читателя не обманешь!

К концу курса, вывернув все эмоции наружу и свернув их обратно, повторив это все в движении – вправо и влево, я действительно надела цветастую юбку, босоножки, и так и хожу с тех пор, удивляясь, сколько всего чудесного и необычного скрывают в себе Израиль и неугомонный Тель-Авив, с его секретеными студиями, показами, распродажами, квартирниками, экзит-румами и, главное, крышами. На одной или под одной из этих крыш сегодня обязательно… тсс… что-то происходит.

Весенний курс Маделен Кент будет снова проходить в Тель-Авиве феврале-марте этого года.

Рабочие языки: английский и иврит.

Записаться на курс можно тут, на официальном международном сайте Sense Writing.