Другая «Алиса» в театре Гешер

Другая «Алиса» в театре Гешер

«…Если в мире все бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?»

Автор: 18.03.2015

12 марта в Тель-Авивском театре Гешер (9 Sderot Yerushalaim) состоялась долгожданная премьера спектакля “Алиса”, поставленного по одноименной пьесе известного драматурга Рои Хена. Срежиссирована она актером и хореографом Йехезелем Лазаровым, для которого стала второй подобной работой.

“Алиса в Стране Чудес” — произведение не то, чтобы популярное, скорее культовое. Созданное и опубликованное еще в далеком 1864 году глубокой и многогранной личностью — писателем, логиком и математиком — Льюисом Кэрроллом (настоящее имя — Чарльз Людвидж Доджсон, прим.) . Именно эта книга — а не многочисленные ученые труды -, принесла ему  бешеную популярность. Персонажи сказки Кэрролла моментально  заговорили  на всех языках мира, ожили на сцене, а со временем появились  в кино и анимационных фильмах.

 

Человек, купивший билет на постановку Лазарова в Гешере, должен отчетливо понимать, что это не интерпретация классической “Алисы”, а история, навеянная сочинениями ее автора, самим произведением и событиями реальной жизни. По словам самого режиссера, это «попытка  исследовать связь между реальной историей и книгой, рассказать о главной героине в контексте ее подлинной биографии, связать реальность и вымысел».

Не секрет, что автор знаменитого произведения очень любил детей: будучи мальчишкой он сочинял рассказы и небылицы, писал стихи, придумывал различные игры, в которых ему составляли компанию  младшие братья и сестры. У Доджсона  (в основном к девочкам) была такая сильная привязанность, что это смущало даже его современников, для которых дети до 14 лет априори считались асексуальными. В наше  же время многие биографы и критики, исследуя произведения писателя и основываясь на его переписке с детьми, не исключают  того факта, что у Доджсона были какие-либо наклонности. Тем не менее, благодаря именно этой странной дружбе и появилось на свет столь популярное произведение. Находясь как-то в обществе своих юных подруг, великий выдумщик поведал им историю о приключениях маленькой девочки в Подземной Стране. Позже оказалось,что прототипом главной героини явилась одна из тех девочек, а именно Алиса Лидделл, которую та напоминала не только именем, но и характером, а некоторые второстепенные персонажи — ее сестер Лорину и Эдит. История так понравилась девочкам, что они попросили рассказчика ее записать. Однако, Доджсон далеко не сразу выполнил просьбу: ему пришлось напомнить об этом еще несколько раз. К счастью, писатель исполнил просьбу  и подарил Алисе манускрипт, который назывался «Приключения Алисы под землей». Позже Доджсон переписывал книгу еще несколько раз, чтобы добавить новые детали и иллюстрации.

Думая об “Алисе” Кэрролла, сразу представляются безумные декорации, необычный красочный костюм Шляпника, платья Красной и Белой королев, расшитый кафтан белого Кролика, улыбка Кота и пр. Но в постановке Лазарова вы этого не увидете. Все персонажи спектакля предстают перед зрителем в обычной одежде. Тем не менее костюмы их настолько просты, продуманны и детальны, что сразу становится ясно, кто есть кто. Главная героиня не одна, их целых три: семилетняя девочка с большим воображением и неординарным мышлением, подросток, который отказывается спать, а посему основательно подсаживается на таблетки, взрослая женщина, которая не признает свое отражение, видя в нем маленькую девочку.  Надо отметить прекрасную игру этих актрис, которым удалось достаточно полно раскрыть всю суть и естество Алисы в различные периоды ее жизни. Что касается декораций, могу сказать одно: их мало, но выглядят они достаточно эффектно, особенно в моменты взаимодействия с тем, что происходит на сцене, и той музыкой, которая буквально пронизывает пространство. Кстати говоря, автором музыки для этого спектакля выступила Эфрат Бен-Цур — одна из исполнительниц главной роли.

После просмотра спектакля «Алиса» остается какое-то странное послевкусие, и появляется достаточно пищи для размышления. Многим он покажется непонятным и странным, но разрешите мне ответить вам словами Алисы из «»Алисы:

«…Если в мире все бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?» – спрашивает Алиса, и сама не замечает, как в поиске ответов становится немножечко другой”.

 

Ближайшие спектакли: 1, 2 и 4 апреля. Подробности в Афише театра.