«Диббук»: Нью-Йорк – Санкт-Петербург – Тель-Авив

«Диббук»: Нью-Йорк – Санкт-Петербург – Тель-Авив

Откровения Семена Пастуха и Стефании Граурогкайте

Автор: 25.02.2014

Многие из тех, кто уже побывал на главной премьере сезона в театре «Гешер» (9 Sderot Yerushalaim, Jaffa), спектакле «Диббук», отмечают интересные декорации и костюмы. Оказывается, что художники, восхитившие своей работой нашу публику, были специально приглашены из США и России: постановщик «Диббука» Евгений Арье выбрал для создания спектакля Семена Пастуха и Стефанию Граурогкайте – людей, чьему художественному вкусу безоговорочно доверяет

Семен Пастух, сценограф спектакля «Диббук», живет в Нью-Йорке:

Прототипом декораций для нескольких сцен спектакля стало старое кладбище в Праге

Мне сложно объяснить, как родилась идея декораций. Я начинал работу над «Диббуком» с прочтения пьесы Ан-ского, которая мне, по правде сказать, очень не понравилась: ужасно несовременная, с кучей излишеств. Сухой язык. Но история замечательная: в ней есть космические мотивы, и на эмоциональном уровне очень хотелось их передать. Сам я люблю литературу, которую называют «чернухой», например, Кафку.

Семен Пастух

Сегодня этого в театре мало, не знаю почему.

Мне интереснее работать с драматическими режиссерами — они умнее

Куб был с самого начала, он возник из-за ощущения герметичности мистицизма, замкнутого пространства. Это чисто эмоциональное, не имеющее рационального объяснения. Прототипом декораций для нескольких сцен спектакля стало старое кладбище в Праге, которое меня поразило. Насколько точно будет отражена еврейская тематика, меня не особенно волновало – то, что происходит в «Диббуке», может случиться где угодно.

Сцена «Гешера» довольно неудобная, чтобы ее обустроить, нужно вложить уйму труда. Мне хотелось сделать сценическую площадку визуально большой, и это отчасти удалось. Драматический театр меньше склонен к художественным новшествам, которые почему-то более востребованы в опере. Но мне интереснее работать с драматическими режиссерами — они умнее.

Театр – не совсем искусство, это коллективное творчество

Мы с Арье варили эту кашу вместе: я предлагал свои идеи, он свои. Есть режиссеры, которые на все соглашаются, художнику это нравится, а результат получается плачевный, но Арье — совсем не такой, работать с ним интересно, и я безоговорочно предпочитаю работать с Арье, чем с пупкиными.

Я хорошо отношусь к современным технологиям в театре, если ими не злоупотреблять. Ведь театр каким был, таким и остался — всего лишь сценическая коробка, просто способы выражения стали несколько другими. Но сознание зрителя, конечно, изменилось: сегодня совершенно иной темп, ничего нельзя рассусоливать. То, что еще тридцать лет назад было приемлемо, сейчас невозможно. Например, нельзя, чтобы на сцене долго был одинаковый свет и одно и то же положение декораций – зритель начинает скучать. Это плохо, но это данность, в которой мы живем. Тридцать лет назад я бы не сделал подобные минималистические декорации, построенные в «Диббуке». Но такая сценография тормошит, заставляет публику преодолевать себя, работать эмоционально, продираться сквозь непонятное, и это тоже признак нового времени.

Для меня «Диббук» стал очень интересным опытом. И мои же декорации к этому спектаклю мне нравятся, честное слово. Я хотел, чтобы все работало на общую идею.

Мне кажется, что театр – не совсем искусство, это коллективное творчество. Все должно быть адекватно, подогнано, и тогда зритель увидит спектакль, который сможет дать пищу его уму и чувствам.

Стефания Граурогкайте, художник по костюмам, живет в Санкт-Петербурге: 

Как рисовать евреев? 

Прочитав пьесу Рои Хена, я увидела очень интересную и глубокую историю любви. В ней много романтики, но не легкой и возвышенной, а мистической. Допустим, Лею я представляла легкой, воздушной… У меня к «Диббуку» был в какой-то мере светский подход, а на самом деле это не совсем так. Хорошую подсказку мне дал сценограф Сеня Пастух. Он посмотрел на мои рисунки и сказал: «Ты не умеешь рисовать евреев». И тогда я задумалась, как должны выглядеть персонажи именно этой пьесы. Евгений Арье и его помощница Катя Сосонская дали мне текст об основах еврейского костюма, который я внимательно прочитала, но в основе костюмов для “Диббука” остались цветовая гамма и легкость.

Кстати, о цвете. В костюме он очень важен, таким образом создается цветовая графика действия. Не живопись – графика. Изначально я выбираю доминирующий цветовой фон — в «Диббуке» он черный — и дополняю его цветовыми пятнами.

Для того, чтобы придумать костюмы, мне нужна минимальная информация, остальное подсказывает интуиция

Я могу проснуться утром не слишком бодрой, вялой, но стоит начать работать – все откуда-то появляется: пробуждается интерес, а вслед за ним приходят и решения. Надо работать так, чтобы актеру было удобно в костюме. Почувствовать – это самое главное. Но такое происходит не само по себе – нужно невероятно, страстно любить то, что ты делаешь.

Сказать по правде, меня очень удивило предложение поработать с театром «Гешер». Я в тот момент была в Литве на даче, возле Друскининкай, и вдруг раздался звонок. Связь была плохая, и я не сразу поняла, что меня приглашают в Израиль. Но все равно согласилась, и ни минуты не жалею об этом. В театре “Гешер” хорошие отношения, без истерик и нервов, здесь все вместе движутся вперед. Арье – великолепный режиссер, я в него просто влюблена. Таких во всем мире единицы. Если он позовет меня еще в один спектакль, я не то что прибегу – прилечу.