Заполнить пустоту (Lemale et ha’halal, 2012)

Заполнить пустоту (Lemale et ha’halal, 2012)

Фильм об истинном предназначении каждой девушки в религиозной трактовке

Автор: 11.12.2013

Режиссер и сценарист – Рама Бурштейн

В ролях – Хадас Ярон, Иифтах Кляйн, Ирит Шелег, Хаим Шарир

Награды (2012 г.):

— 7 призов национальной премии “Офир”

— Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль

— Приз всемирной католической ассоциации по коммуникациям — особое упоминание

— Номинация на премию “Золотой лев”

(Вопросы про невесту отвечающего)

— Ты встречался с той женщиной?

— Мы вместе росли.

— И как она?

— Не помню.

(из к/ф «Заполнить пустоту»)

 

В чем заключается голубая мечта, смысл жизни и цель существования для любой девушки, не относящейся к развращенному феминизмом и светским образованием обществу? Правильно – в замужестве. И для евреек из религиозных семей это так же справедливо, как и для русских девушек “за МКАДом”.

Шира – 18-летняя ортодоксальная еврейка из хасидского квартала Тель-Авива. Кажется, ее жизнь складывается на редкость удачно – ее вот-вот выдадут замуж за давно намеченного достойного кандидата, прилежно изучающего Тору, посещающего синагогу и избегающего женских взглядов. Однако в последний миг эти радужные надежды рушатся: старшая сестра Ширы умирает, и ее мать решает выдать младшую дочь за овдовевшего зятя по имени Йохай. Ведь в противном случае он женится на достойной невесте из Бельгии (которую в последний раз видел в глубоком детстве, но что это за беда для религиозного человека, всецело полагающегося на мудрость Всевышнего?..) и увезет единственного любимого внука в «страну шоколада и замков». Сложившаяся ситуация вызывает у Ширы бурю эмоций: здесь и шок, и замешательство, и протест, и… зарождающееся чувство, яростно вытесняемое сознанием.

В общем, где-то на 15-ой минуте фильма становится вполне очевидно, к чему клонит режиссер. Думаю, я не сильно испорчу впечатление тем, кто еще не смотрел ленты, если намекну, что клонит она КОНЕЧНО ЖЕ К СВАДЬБЕ. Потому что картина Бурштейн получила свои семь «Офиров», в том числе за лучшую режиссуру и сценарий, и приз Венецианского фестиваля за главную женскую роль (Хадас Ярон) вовсе не благодаря своей обескураживающе бесхитростной фабуле, а благодаря сложному подспудному сюжету, основанном на внутреннем конфликте главной героини.

«Заполнить пустоту» — это история не столько о замужестве, сколько о том, как любовь формирует личность человека. Как тот, кого, по Сократу, коснулся “преображающий гений”, постепенно избавляется от всего мешающего – обид, глупости, самодурства, инфантилизма и трусости. Как он учится анализировать и принимать свои эмоции и желания, слушать других, сочувствовать, жалеть, помогать – и по-настоящему любить. Не случайно мудрый раввин, глава хасидской общины из фильма, так долго  не дает согласия на брак Ширы и Йохая: он ждет, когда девушка сделает осознанный выбор и будет готова нести за него ответственность.

Название фильма, на мой взгляд, можно трактовать на разных уровнях восприятия. Первое и очевидное значение связано с завязкой – Шире необходимо «заполнить пустоту», образовавшуюся после смерти всеми любимой старшей сестры. Кто-то должен стать матерью ее ребенка, женой ее мужа, а также хоть в какой-то мере утишить родительское горе. Второе связано с ее личной дилеммой – Шире предстоит «заполнить пустоту» внутри себя, то есть стать целостной, взрослой женщиной. Третье же относится к органичному для хасидизма мистическому уровню – Шире предназначено «заполнить пустоту» в божественном замысле, то есть вступить в предначертанный ей свыше брак. Ведь, судя по фильму Рамы Бурштейн, Г-сподь создал людей исключительно для того, чтобы они ЖЕНИЛИСЬ, а потом плодились, размножались и учили Тору. Соглашаться с этим или нет, решать каждому из нас. Однако, и в случае несогласия с религиозным режиссером, приходится признать, что в своем фильме Бурштейн с ювелирной точностью воссоздала путь преображения души, в которую однажды вошла Любовь.