Чудеса (The Wonders, 2013)

Чудеса (The Wonders, 2013)

Необычный взгляд на Иерусалим как на неформальную Страну Чудес

Автор: 27.01.2014

Режиссер – Ави Нешер

Сценарий – Ави Нешер и Шаанан Стрит

В ролях: Ори Хизкиа, Адир Миллер, Йехуда Леви, Юваль Шарф, Эфрат Гош

Художники – Идо Долев, Ли Алембик

К своему 60-летию заслуженный израильский режиссер Ави Нешер (автор “Секретов”, 2007г.), снял совершенно необыкновенный фильм, полностью оправдывающий свое название. В создании “Чудес” приняли участие двадцать пять графических дизайнеров, два стенд-ап комика и исполнитель хип-хопа, написавший музыку и… сценарий. В итоге получилась, по словам самого Нешера, “дикая смесь Льюиса Кэролла и Кэрола Рида (режиссер детективных фильмов)”. И все это – со специфической иерусалимской закваской.

Веселый бездельник Арнав (от ивр. “кролик”) ведет беззаботную жизнь: подрабатывает барменом, курит марихуану и разрисовывает столицу Израиля граффити, оживающими, когда на них никто не смотрит. Однажды вечером он замечает, что из окна соседнего дома бьет странный луч света. С этого момента Арнава затягивает бешеный вихрь приключений с крутыми поворотами, мрачными тайнами и скрытыми опасностями… И все это, по утверждению создателей, основывается на неких реальных событиях.

“Чудеса” – это “Алиса в стране чудес”, вывернутая наизнанку. Главным героем становится Белый Кролик (рисованное альтер-эго главного героя, имя которого и переводится как “кролик”), опасная Королева Червей на глазах превращается в беззащитную Алису, а вся обстановка непредсказуемо меняется каждые 10 минут.

Иерусалим в картине Нешера предстает эдакой Страной Чудес. Это удивительное место, где бок о бок живут ультраортодоксальные евреи, полутворческий андеграунд, арабы-наркоторговцы, религиозные мошенники, депрессующие детективы и прочие интересные личности. Меньше всего оно похоже на знакомый нам Святой город. Иерусалим Нешера – неформальный, миниатюрный и “индивидуальный”, увиденный глазами не какого-нибудь великого проповедника или политического деятеля, а простого, даже в какой то степени недалекого парня. Выбранный режиссером ракурс отлично подходит для рассказывания его истории – истории частного лица, нежданно-негаданно оказавшегося замешанным в большую авантюру.

В параллель к эклектичному составу персонажей, в “Чудесах” нашли отражение черты целого ряда киножанров. Сочетание нуара (детективный сюжет, сыщик, роковая женщина), мистики (религиозная линия), комедии, психологического триллера и мелодрамы придает картине особую утонченность. С одной стороны, фильм имеет ярко выраженную пародийную окраску, с другой – не теряет серьезной эмоциональной заряженности.  С моей точки зрения, баланс соблюдается не только благодаря филигранному чувству равновесия Нешера, но и благодаря гораздо более основательной вещи. Ведь вся эта комедийная штука строится на “скрытом сюжете”… обретения веры.

Изначально у каждого героя есть свои проблемы в отношениях со Всевышним. Кто-то должен искупить перед Ним свою вину, кто-то ищет Его, кто-то ненавидит и отвергает. А главный герой, несмотря на внешнюю нерелигиозность, является самым праведным персонажем из всех. Ведь он – “невинное дитя”, своего рода Парсифаль, ведущий остальных героев к спасению.

Если смотреть на фильм таким образом, становится понятной странная на первый взгляд безнаказанность злодеев — ведь они были всего лишь орудиями в руках Всевышнего (эта мысль в фильме звучит очень четко). В финале все герои приходят к примирению не только между собой, но и с Б-гом. А когда “выправляется” их внутреннее состояние, налаживается и внешнее: пары соединяются, семьи воссоединяются, и наступает всеобщая гармония. То есть – происходят настоящие ЧУДЕСА…