Авива, любовь моя (Aviva Ahuvati, 2006)

Авива, любовь моя (Aviva Ahuvati, 2006)

Грустная история израильской Золушки

Автор: 03.10.2013

3a9297ca78720986dccc8a65ce802a33_XL

Режиссер – Шеми Зархин

В ролях – Аси Леви, Сасон Габай, Левана Финкельштейн, Дрор Керен, Дана Ивги

Композитор – Джонатан Бар-Гиора

Йона была девушкой бледной. Каждое утро она спрашивала: «Зеркало-зеркало, кто на свете самый большой неудачник?» И когда зеркало отвечало: «Это ты, ты самая большая неудачница на всем свете», Йона успокаивалась. «Потому что спокойно, когда ты – никто», — говорила сама себе Йона.

(из к/ф «Авива, любовь моя»)

Грустная история, которую пишет главная героиня, напоминает вольный пересказ «Золушки». Да и сам фильм Шеми Зархина – еще одна вариация на тему этой вечной сказки.

Авива – жена неудачника, мать троих наглых отпрысков, дочь сумасшедшей и сестра инфантильной 32-летней малышки, держащейся за ее юбку. Она работает поваром в захудалом ресторанчике и несет на себе тяготы всей семьи. Как голубка («йона»), она постоянно пытается примирить друг с другом своих бурных и несправедливых родственников. Авива подавляет раздражение, усталость и печаль, даже когда почва уходит из-под ног, и остатки благополучия рушатся на глазах.

Лишь бумаге Авива поверяет свои эмоции. И ее своеобразный дневник превращается в целый поэтический роман, потому что наша героиня обладает настоящим, самобытным и трогательным талантом. Но увы! Он остается никому не известным, потому что Авива – добровольная неудачница, не верящая в свои силы.

Истории Авивы и ее сестры Аниты идут параллельно, как линии Анны и Кити в романе Толстого «Анна Каренина». Обе женщины замужем, в каждом браке есть свои серьезные проблемы. Муж Авивы работает в гараже, Аниты – в такси. В жизни обеих появляются мужчины, которые, как кажется поначалу, ведут их к профессиональному и личностному росту – писатель и телевизионщик (и оба они оказываются обманщиками). Даже имена сестер созвучны.

И всё же Авива существенно отличается от своей сестры и всех остальных персонажей. Во-первых, она никогда не злится. Во-вторых, она никогда не врет. И, в-третьих, она – человек творческий. В общем, Шеми Зархин действительно создал образ идеальной женщины – воплощенной Любви.

Мне, вместе с моим поколением выросшей на американском кинематографе, все время казалось, что Авива вот-вот взорвется, пошлет к черту всю семейку и уйдет к достойному мужчине – знаменитому писателю, оказывающему ей бескорыстную помощь. Но израильское кино всё же развивается по нестандартному сценарию. Точнее, сюжет его остается стандартным – что может быть более традиционным, чем «Золушка» – но воплощается гораздо изящнее. Потому что в картине Зархина принцем неожиданно оказывается никчемный муж, а доброй феей – никчемная сестра. Выясняется, что Авива без Аниты… совершенно не может писать! А муж и остальная кошмарная семейка парадоксальным образом становятся для нее «тихой гаванью», крепостью и оплотом. Именно их неудачи, ссоры и примирения являются тем грунтом, на котором взрастает талант Авивы.

Может возникнуть ощущение, будто фильм заканчивается плохо: рассказы Авивы украдены, муж так и не нашел работу, мать вернулась в сумасшедший дом, а сестра переехала в другой город. Но, как это часто бывает в израильском и даже шире — в еврейском — искусстве, то, что на поверхности кажется несчастьем, на самом деле скрывает в себе путь к обретению гармонии. Героиня приходит к осознанию своего дара и избавляется от страха, который все это время мешал ей. Теперь уже не возникает сомнений, что ее талант сможет пробить себе дорогу. И для голубки Йоны наконец-то наступает долгожданная весна – «авива»!